Открытый урок по теме "Таблица умножения и деления на 8 и на 9"

Тема: «Таблица умножения и деления на 8 и на 9».

Основные цели:

1) тренировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы умножения и деления на 8 и 9;

2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) картинки с изображением цветов (можно вместо картинок использовать цветы, изготовленные на уроках трудового обучения):

2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске)

3) эталон взаимосвязи умножения и деления;

4) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске):

№ 2 (б), стр. 46

Раздаточный материал:

1) карточки с заданием для пробного действия:

8 ∙ 8

9 ∙ 9

72 : 8




2) эталоны к уроку 18 части 3 М-2 из пособия «Построй свою математику»;

3) «лестница успеха» для самооценки.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Сегодняшний урок будет необычным, праздничным! Что делают люди со своим домом в праздники? (Украшают его…)

  • И вы украсите свой класс цветами по ходу урока, отмечая ими каждое выполненное вами задание.

  • Хотите узнать по какому случаю праздник? Тогда начнём.

  • Скажите, какой большой и важной теме посвящены все последние уроки? (Умножению и делению.)

  • Расскажите о ваших успехах в изучении этой темы. (…)

  • Сегодня вы продолжите работать над этой темой.

  • Как будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое правило.)


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 5, тренинг вычислительного навыка.

Учитель открывает на доске задание 1 (Д-2):





  • Что вы видите на доске? (Алгоритм.)

  • Что неизвестно в алгоритме? (Объект операций, некоторые операции.)


  • Как будете действовать, чтобы найти объект операций? (Начнём вычислять от результата операций, составим обратный алгоритм.)

  • Восстановите цепочку вычислений.

Работа организуется фронтально, учащиеся по цепочке с места восстанавливают цепочку вычислений.

  • Назовите числа, кратные 2.(все числа последний разряд , которых делится на два)

  • Как называются такие числа?(

  • Думаю, что можно украсить класс первым цветком.

Учитель вешает на доску первый цветок из набора Д-1.

2) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления, тренинг вычислительного навыка.

  • Следующее задание будет необычным. Я буду писать вам примеры из таблицы умножения и деления влажной губкой на доске, а вы должны записать только ответ, пока сохнет запись. Затем, я пишу следующий пример.

  • Что необходимо вам для успешного выполнения этого необычного счёта? (Хорошее знание таблицы умножения и деления.)

  • Начали!

Учитель записывает мокрой тряпкой выражения, учащиеся записывают ответы на индивидуальные планшетки:

18 : 9, 8 ∙ 4, 9 ∙ 3, 8 ∙ 7



  • Проверьте свои ответы.

Учитель записывает на доске правильные ответы:

2, 32, 27, 56



  • Кто из вас ошибся?

  • Сделайте вывод. (Нужно закрепить таблицу умножения.)



  • Составьте все возможные равенства и числами 8, 7, 56.

Один из учащихся составляет равенства у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях или на индивидуальных планшетках.

  • Каким свойством умножения воспользовались при составлении второго равенства? (Переместительным свойством: при перестановке множителей произведение не меняется.)

  • Какую зависимость надо знать, чтобы записать третье и четвертое равенства? (Зависимость между произведением и множителями.)

Учитель вывешивает на доску эталон Д-3.

  • Доску украшает второй цветок.

Учитель вывешивает на доску цветок из набора Д-1.

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления числа 8, потренировались в счете, повторили взаимосвязь действий умножения и деления.)

  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)

  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

  • С какой целью вам предлагается пробное задание? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для пробного действия Р-2:

8 ∙ 8

9 ∙ 9

72 : 8





  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)

  • Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и деления на 8 и на 9.)

  • Запишите значения данных выражений за 1 минуту.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. При этом учащиеся могут пользоваться квадратной таблицей умножения Р-3. Однако учитель строго ограничивает учащихся во времени выполнения задания.

  • Кто не смог получить правильные ответы или не успел выполнить?

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений по нахождению произведения и частного на 8 и 9.)

  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться квадратной таблицей.)

  • В чем затруднение? (Требуется много времени.)

  • Почему же возникло затруднение? (Мы не составляли эти случаи умножения и деления числа 8 и на 9.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Итак, какую цель вы поставите перед собой? (Составить таблицу умножения и деления на 8 и на 9.)

  • Сформулируйте тему урока? (Таблица умножения и деления на 8 и на 9.)

Учитель записывает или открывает тему на доске.

  • Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство умножения, взаимосвязь компонентов действия умножения.)

  • Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять таблицу со случая 8 умножить на 8, заполнять будем, присчитывая по 8, заполнять будем по строчкам, применяя правила.)

Учитель может зафиксировать план на доске.

Так как 8 умножить на 7 будет 56, то 8 умножить на 8 будет 64, так как к 56 прибавить 8 будет 64. Поэтому 64 разделить на 8 будет 8.

Далее работа комментируется аналогичным образом.

  • Сделайте вывод. (Мы верно составили таблицу умножения и деления на 8 и на 9.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-4.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что вы можете теперь делать? (Решать примеры на умножение и деление на 8 и на 9.)

  • Отлично, вот ещё один цветок.

Учитель вывешивает на доску третий цветок из набора Д-1.

  • Посмотрите, как красиво становится в классе!

  • Это не просто цветы, каждый из них означает верно, выполненное вами задание, а значит, ваши достижения в изучении математики.

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение выполнять умножение и деление на 8 и на 9 с помощью отдельной таблицей.

1) Фронтальная работа.

1. Повторение порядка действий. (Заготовка на доске)


2. Решение задачи. (Заготовка на доске)


3. Решение алгоритма. (Заготовка на доске)


Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 8 и на 9.)

  • Удалось ли достичь цели?

  • Чем необычен был сегодняшний урок? (Он был праздничным, т.к. мы закончили изучать таблицу умножения и деления.)

  • Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)

  • Почему, когда вы узнавали в задаче, сколько лет отцу, вы могли бы сложить 5 раз по 9? (Да, но это было бы неудобно, долго.)

  • Чем же важна таблица умножения и деления? (Она позволяет упростить некоторые вычисления и их записи.)

  • Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)

  • Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни.

  • Подводя итог уроку, я хочу сказать, что неизвестно кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае около 2200 лет назад. Я предлагаю посвятить наш урок этим людям, им – наши аплодисменты и наши цветы.

  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.



Домашнее задание:

выучить таблицу умножения и деления на 8 и на 9, 4, стр. 46;

☺ № 8, стр. 47


5


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ