Технологическая карта урока для 1 класса по теме: "Шар. Куб"

Технологическая карта урока


Учитель:

Шереметова Ольга Васильевна

Класс

1

Предмет:

Математика

Авторы учебника:


В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Шар. Куб

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Цель:

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению геометрических фигур: шара, круга, куба, квадрата.

Планируемые

результаты:


Личностные.

  • Осознание ценности изучаемого материала.

  • Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур.

  • Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах, группах.

Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;

  • Умение определять и придерживаться цели.

  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умение работать с информацией;

  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать.

КУУД:

  • Умение задавать вопросы и формулировать ответы на них, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;

  • Умение соблюдения позиции «понимающего»

  • Умение работать в парах.

Предметные:

  • Умение находить предметы, имеющие форму шара или круга, куба или квадрата.

  • Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.

  • Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Оборудование

  • Учебник Рудницкой В.Н. «Математика» 1 класс, 2011 г.

  • Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс В.Н. Рудницкая

  • Набор геометрических фигур (2 разных комплекта для 2 групп, можно 4, 6)

  • Карточки для каждого учащегося (по вариантам)

  • Фишки (демонстрационные и индивидуальные)


Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Организацион-ный момент.

Мотивация к учебной деятельности.


Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке математики.(слайд1)

Скажите, у вас сегодня у всех одинаковое настроение?(слайд 2)

Выберите то настроение, с которым вы пришли на урок.

-Чтобы разогнать тучи сомнения, нам нужно решить несколько примеров игра «Разгони тучи»(слайд3)

-Итак, всё вы сделали правильно и под эту замечательную песню, улыбнитесь друг другу!

Осознанное вхождение учаще-гося в пространство учебной деятельности.

Самоопределе-ние учащихся (оценивают свою готовность и настрой на работу).

-самоопределение);

-смыслообразование

-внутренняя позиция школьника

-учебно-познаватель-ная мотивация

- планирование учебно-го сотрудничества

Актуализация знаний


Готовность мышления и осознание потребности к построению нового спо-соба действия. Повторе-ние изученного материа-ла, необходимого для «открытия нового зна-ния» и выявление зат-руднений в индивиду-альной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, к нам обратился мальчик Петя, который только собирается идти в школе с просьбой разобраться в одной ситуации.

( слайд 4)

-Петя, играя в детском саду решил построить пирамиду, но у него ничего не получилось.

-Посмотрите на экран и вспомните, и назовите знакомые уже вам фигуры.

(учитель вывешивает такие же фигуры на магнитную доску)

-Скажите, по какому признаку можно разделить эти фигуры и на сколько групп?


И что вы уже знаете о свойствах этих фигур.



-Где вы использовали уже такие фигуры?





-А знаете ли вы в каком разделе математики «живут» эти фигуры?

(можно составить кластер «Геометрические объекты»)

Геометрические объекты


Плоские фигуры объёмные тела

Круг многоугольник

Овал

Линии

(таблички подготовить заранее, а фигуры дети самостоятельно передвигают по магнитной доске)

-Но Петя использовал не только эти фигуры, в его пирамиде есть ещё фигуры.

«Я пользуюсь знаниями, полу-ченными на предыдущих уро-ках. Для усвоения нового зна-ния важно быть вниматель-ным, усидчивым,…»


- Прямоугольник (четырёху-гольник), овал, квадрат, треу-гольник, круг.







Варианты ответов: с углами и сторонами, без углов


Свойство квадрата, прямоугольника


На уроках технологии, выполняя аппликацию, на уроках рисования при изображении орнамента


Ученик зачитывает, что такое геометрия (раздел математики;

«гео»- Земля, «метрео» - измеряю)(слайд5)


Актуализация знаний, необходимых для по-нимания новой темы.

Первичный опыт. Постановка проблемы.


Выявление и фиксация места и причины затруд-нения. (Вызвать и обсу-дить затруднения: «По-чему возникли затруд-нения?», «Чего мы ещё не знаем?». Проговари-вание темы и цели уро-ка).

- А как называются эти фигуры?





(демонстрация предметов, имеющих форму куба и шара)



- Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! Почему так получилось, как вы думаете?

- Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему?


- Сможем мы сразу назвать тему урока?

(слайд 6)


(Скорее всего, дети не смогут назвать тему)



--А что вы хотите узнать?


-Обратите внимание на экран, вы сейчас просмотрите внимательно и прослушаете информацию, по которой каждая группа сделает синквейн

-Итак, на основании увиденного и услышанного вы сделали выводы.




Дети читают подготовленные загадки, отгадка которых(куб и шар) но предметы закрыты непрозрачной бумагой.

Варианты ответов: куб, квад-рат, круг, шар, мяч, кубик.


- Значит, мы чего-то не знаем об этих фигурах.


- Нет, так как мы не знаем точ-ное название этих геометри-ческих фигур.


- Узнать название данных фигур и их свойства; научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба. – это и есть цель урока


Работа в группах





Демонстрация работы через документ камеру.

Выводы: шар и куб объёмные

Квадрат и круг - плоские

-волевая саморегуля-ция

- анализ, синтез, срав-нение, аналогия

-подведение под поня-тие

-постановка и форму-лирование проблемы

-- формулирование и аргументация своего мнения;

-учёт разных мнений

Умение использовать научный метод позна-ния.

Самостоятельное опре-деление темы и цели урока «Шар.Куб».

Исследование. Открытие нового знания


На основе новых знаний построить новое знание, создать алгоритм. По- шагово, при помощи диалогового построения урока провести исследо-вание по алгоритму дей-ствий.




-А теперь, чтобы убедиться, что вы правы мы рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.

- Какие предметы по форме похожи на шар?

- Есть ли в классе другие предметы, которые похожи на шар?


- Задание 2. На какую фигуру похожи: ци-ферблат будильника, стёкла очков, пуговица?


- Давайте возьмем мячик и круглую фишку. Попробуйте объяснить, чем шар отличается по форме от круга?








- А теперь рассмотрите квадрат (из картона) и кубик. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом?


- Какой вывод можно сделать? = (алгоритм)


-Вы совершенно правы.















(Ответы детей)



- На круг




Варианты ответов:

- мячик (шар) катится, а круг плоский;

- фишка (круг) полностью ле-жит на столе, а мячик (шар) выступает над столом;

-круг плоский, а шар объем-ный.


- Квадрат плоский, а куб объемный;

- куб состоит из 6 квадратов;


- Круг и квадрат - плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные).

Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом.


Осознание практичес-кой важности разли-чия изучаемых геомет-рических фигур


Коммуникативные уме-ния – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «кри-тик».


Осознание ценности совместной деятель-ности.


Физминутка


Слайд11



Проект (Реализация построенного проекта.)

Первичное закрепление


Построение и фиксация нового знания. Прогова-ривание нового знания. Применение нового зна-ния в типовых условиях.


Отслеживание результатов деятельности де-тей при работе по алгоритму. Работа в груп-пах.


Каждой группе раздать набор предметов:


1 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму круга; кольцо из конструктора; мяч; овал из картона; шестиугольник.

Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму круга. Доказать.


Набор предметов: тот же. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму шара. Доказать.


2 группа. Набор предметов: вчетверо сложен-ный лист, при развороте имеет форму квадрата; кубик; спичечный коробок; шестиугольник. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму квадрата. Доказать.


Набор предметов: тот же. Задание: найти и назвать\показать предметы, имеющие форму куба. Доказать.


(дается 5 минут для выполнения задания)



- А теперь посмотрим, как вы смогли определить нужный предмет.

Покажите этот предмет, назовите: какую форму он имеет. Докажите, что это именно шар, а не круг (куб, а не квадрат), т.е. расскажите о его свойствах.


Работа в группах по алгорит-му, действуя по схеме «я на-училась и могу проверить се-бя».









Знакомятся с набором предме-тов, с заданием.











Группы выполняют задание, опираясь на новые знания.


Каждая группа учеников вы-ходит к доске со своим набо-ром предметов. Учащиеся оп-ределяют фигуру предмета, доказывают свое мнение.

При ошибочном ответе, уча-щиеся других групп помогают выбрать нужный предмет из набора, назвать данную фигу-ру, рассказать её свойства.

- умение определять и придерживаться цели (Р);

- умение сравнивать, классифицировать, де-лать выводы, доказы-вать (П).

- умение работать в парах (К).











Подтверждение своего открытия.


Положительная мотивация.

Самостоятель-ная работа




Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

Работа в рабочей тетради.

- Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет не похож на шар?


- Стр. 7 № 2. Найти и раскрасить куб.

- Итак. Как вы справились? В первом задании, какой предмет не похож на шар, какой он по счету?

- А во втором задании надо было раскрасить куб. Куб стоит на каком по счету месте?



- Какими знаниями вы пользовались при определении фигур шара, куба?


















Самостоятельно выполняют за-дание.




(Ответы детей)




- Плоский предмет (круг, квад-рат); объемный предмет (шар, куб).

















Успешно выполненные задания.








Сформированные пред-метные УУД


Итог







Закрепление изученного материала


-Какой же совет вы теперь можете дать Пете, чтобы у него получилась пирамида из геометрических фигур. (слайд 12)



-Чему вы научились на уроке?



-Работа учащихся с программой Power Point – утилиты Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей)

Взять только объёмные фигуры, которые можно поставить, чтобы у них была опора.

Варианты ответов: мы научились различать плоские фигуры от объёмных, знаем свойства объёмных фигур


Работа в группах


Рефлексия учебной деятельности на уроке



Соотнесение цели урока и его результатов, само-оценка работы на уроке.



- Какие новые фигуры мы сегодня изучили?

- Какую тему урока мы сегодня с вами разобрали? (слайд 13)

- Какую задачу ставили на урок?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие знания вам помогут теперь определить куб и шар?


- Оцените свою работу на уроке по шкале «успеха» по параметрам: быстро, правильно, красиво.







Б П К

- На этом урок окончен. Спасибо за урок!

- Шар, куб.

- Тема урока: «Шар.Куб»




Высказывания учащихся.












Осознание результатов каждого этапа урока.





Осознание ценности полученных знаний.


8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ