Конспект открытого урока по русскому языку в 3-м классе " Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЛЬИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
Конспект открытого урока
по русскому языку в 3-м классе
Тема: " Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи"
(УМК "РИТМ")
Учитель: Сорокопудова О.Н.
31 марта 2014г
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания об имени прилагательном как части речи;
- закрепить умение определять число и род имен прилагательных;
- совершенствовать умение писать родовые окончания имен прилагательных.
2. Развивающие:
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- создавать речевые высказывания на заданную тему;
- развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира нашей Родины;
- воспитывать чувство товарищества и сопереживания.
Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник», карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники на доске.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Психологический настрой.
Настраивает их на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.
- Что полезнее: хмуриться или улыбаться?
- Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»!
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.
II . Вводная беседа
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).
-Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?
(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)
III. Целеполагание. Сообщение темы урока:
- Какая часть речи помогла описать этот день?
(Дети: Имя прилагательное)
IV. Чистописание:
-Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму -
Упражнение «Первый весенний дождик».
На доске:
-Запишите число, классная работа. А теперь посмотрите на образец чистописания.
-Поможем весне нарисовать первые весенние узоры. Выглядеть они будут вот так.
Открывается образец записи на доске.
На доске:
ы и ы и
еое оео еое оео
ая яя ий ый ай ое ее ые ие
– Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.
По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.
(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)
V. Работа по теме урока:
1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:
- А какое время года уже наступило? Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (первоцветы)
- А почему их так называют?
(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).
-Как только растает снег, на проталинах появляются первые весенние цветы – и
ПЕРВОЦВЕТЫ. Это те растения, которые отваживаются пробиваться на первых проталинах. По-другому травянистые раннецветущие растения называют ПОДСНЕЖНИКАМИ.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, и назвать первоцветы.
- Кто назовет первоцветы?
-Мы будем не только называть, но и записывать их названия.
Верба
Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освященным веточкам вербы приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт.
Мать – и- мачеха
Мать -и- мачеха Самая смелая. Она первая появляется после снега. Ёе весенние жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Листья крупные: сверху зелёные, а снизу беловатые. Мать-и-мачеха прекрасный медонос. Нижняя поверхность - тёплая, бархатистая - мать; верхняя - холодная, гладкая - мачеха.
Подснежник (картинки прикрепляются на доску)
Название "подснежник" связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега. Самые ранние из них уже пробуждаются в конце февраля - начале марта.
- Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»
- Ребята 1 группы выпишите к каждому растению имена прилагательные . А ребята из второй группы – выпишите словосочетания сущ. + прил. Проверяем, что у вас получилось.
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах прилагательных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…». Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о прилагательном.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать)
Вопросы:
1.Что такое имя прилагательное?
2. Что обозначают имена прилагательные?
3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
4. Как изменяются имена прилагательные? Докажите на примере.
5. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?
6. Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?
2. Обмен информацией в парах
- Время уже истекло. Сейчас вы создадите пару и продолжите работать.
Деление на пары
Краски
Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т.д.) Количество цветов зависит от количества пар. Количество квадратиков одного цвета от числа пар. Ребята, выбравшие один и тот же цвет, образуют пару.
Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
3. «Корзина» идей
- Теперь соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
VI. Стадия осмысления
Составление кластера
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.
(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)
Сначала пишем слово «Имя прилагательное » в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
2) Работа с текстом:
а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:
- Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. ( с 54 упр. 486)
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- О каких особенностях мать-и-мачехи говориться в тексте?
- Спишите текст и подчеркните имена прилагательные.
Списывают.
- А теперь давайте проверим ваши тексты.
- Какой это текст: описание или повествование?
Д. Это текст-описание.
- Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится больше?
-. Что делает текст более выразительным, красочным?.
– Какую роль играют имена прилагательные?
(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).
VII. Физкультминутка
(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
VIII. Работа по теме урока.
а) Изменение имен прилагательных по числам и родам:
-Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
Д. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.
- Что она напоминает?
Д. Окончания имен прилагательных.
- Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.
Дети делят так:
Объясните свои действия.
Д. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.
Вывод: Какие окончания имеют прилагательные .ж.р., м.р., с.р.?
- Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?
- Какие они имеют окончания?
- Возьмите памятки и обозначьте алгоритм рассуждения
Памятка
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
Определить род и число существительного.
По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний.
Разделимся на группы: 1 группа вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:
2 группа: списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить, определить род и число имен прилагательных.
Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.
-Давайте проверим
- У каких прилагательных вы не смогли определить род?
- Почему?
2) Резерв: Составление текста по наблюдениям на тему «Весна пришла»
Упр 515 с. 66 составить и записать предложение с любыми словосочетаниями по наблюдениям на тему «Весна пришла»
- Какие изменения происходят в природе весной?
- Что вам приходилось наблюдать?
- Подберите заголовок к тексту.
-Напишите свой текст.
(Проверка)
IX. Рефлексия
Игра: “Веришь – не веришь”
А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного.
А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных.
А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый; ий; ой?
А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое; ее?
А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?
- Что вы взяли для себя из урока?
Я повторил…, Я знаю…, Я узнал…, Я задумался…., Я удивился….
X . Итог урока:
- Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об имени прилагательном?
- А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?
(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)
- А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.
- Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?
XI. Дом. задание: упр. 629 стр. 118
- Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.
Приложение.
Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.
Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
Определить род и число существительного.
По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ