Открытый урок по окружающему миру: «Средние века: время рыцарей и замков» (4-й класс)






Открытый урок по окружающему миру: «Средние века: время рыцарей и замков»

(4-й класс)


































УЧИТЕЛЬ: АЛТУЕВА А.Б.





НАЛЬЧИК-2012




Основная цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.


Задачи урока:


1) обучающая – сформировать представление о рыцарях, их занятиях, образе жизни, познакомить с понятиями “рыцарь”, “геральдика”;


2) развивающая – развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, познавательный интерес и познавательную активность;


3) воспитывающая – воспитывать интерес и любовь к истории.


Оформление и оснащение урока.


На доске:


1.Плакат с темой урока.

2.Плакат с “лентой времени”.

3.Плакат с кластером.

Материал для работы учащихся на партах:


1.Буклет “Средние века”.

2.Макет “Замок”.

3.Раздаточный материал: условные обозначения для гербов и гербы, план замка.

4.Учебник “Мир вокруг нас” А.Плешаков. 4 класс, ІІ часть.

Техническое оснащение:


1.Компьютер и мультимедийный проектор. (Презентация.)

2.Магнитофон. (Аудиозапись.)

Ход урока

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания

І. Организационный момент. 1 мин. Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

ІІ. Актуализация полученных знаний. 1 мин. – История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

– Понаблюдаем, как это происходит. Обратимся к “ленте времени”.


– С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? ( Первобытный мир, Древний мир.)


– Чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. Одна группа называет приметы Первобытного мира, а другая – Древнего мира.


– Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете и Первобытную эпоху и эпоху Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени”.

Рассматривание “ленты времени”.

Работа в группах, ответы учащихся.

Воспроизводящая беседа.

ІІІ. Изучение нового материала. 10 мин. – Хочу пригласить вас сегодня в средние века. Тема нашего сегодняшнего урока: “Средние века: время рыцарей и замков”. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

– Итак, Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать?

– Сегодня мы постараемся ответить на все поставленные вами вопросы.

Слайд 1.

Звучит средневековая музыка.

Коллективное составление кластера.

Фронтальная работа.

1) Когда это было?

– Средние века охватывают 12 столетий: с середины 5 века до конца 15 века. Давайте отметим этот временной промежуток на “ленте времени”.

2) Кто жил?

– В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим.

Работа с “лентой времени” в буклете. Приложение 1. Показ временного промежутка на “ленте времени” на доске.

– Кто же такой рыцарь? Ваше мнение.

( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.)

– Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин.

Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феода.

Ответы учащихся. Слайд 2. Вопрос.

Кто такой рыцарь?

Слайд 3. Ответ. Работа с понятиями.

– Как вы думаете, кто мог стать рыцарем? Женщина могла?

А мужчина? Какой мужчина – богатый или бедный?

– Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение.

Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.

3) Как жили?

Ответы учащихся. Слайд 4.Вопрос.

Кто мог стать рыцарем?

Слайд 5. Ответ.

– Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил.

– А как воспитывали воина – рыцаря? Послушаем сообщение.

– А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как, вы, считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря?

– Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Как вы думаете, что это за наука?

– Это наука геральдика. Приложение.

– Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей.

– Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб?

Например,

– на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу;

– на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.

Сообщение ученика.

Ответы учащихся.

Слайд 6. Воспитание рыцаря. Слайд 7. Геральдика.

Работа с понятиями.

Слайд 8. Гербы.

– А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть

эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине?

– Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.

Работа в группах. Творческое задание.

IV. Физкультминутка. 1 мин. Плывя по “ленте времени”,

От древности до наших дней,

Мы видим славных рыцарей,

И замки, и коней.

Тишина стоит вокруг,

Вышли рыцари на круг,

Шлем одев, закрыв забрало,

Выхватив из ножен меч,

Стал рубить врага он с плеч,

После боя, славный рыцарь,

Положив и щит, и меч,

Сделав вдох и выдох длинный,

Отдохнуть решил присесть.

V. Изучение нового материала (продолжение). 11 мин. 4) Где жили?

– Из средних веков к нам пришло высказывание:

“Мой дом – моя крепость”.

Что же это за дом – крепость, в которой жили рыцари?

(Замок.)

– Посмотрите на замки, в которых жили рыцари.

– А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Слайд 9. “Мой дом – моя крепость”

1) Прочитайте по учебнику “Мир вокруг нас” на с.18-19 описание замка.

2) Рассмотрите план замка и части, из которых он состоит.

Приложение.

Самостоятельная работа. Слайд 10. Замки.

Слайд 11. План замка.

Первая группа: показать на макете замка его составные части.

Вторая группа: отвечает на вопрос в буклете. Представьте, что вы владелец замка, ваше жилище пытаются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?

– Почему так , расставили бы воинов?

Ответы учащихся.

5) Чем занимались?

– Подумайте: почему рыцари должны были защищать свой замок? (Потому что основным занятием рыцарей в Средневековье была война.)


– Что же было необходимо рыцарю, чтобы быть хорошим воином? (Вооружение.)


– Посмотрите в буклете и назовите вооружение рыцаря.


– А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.


– Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны, вы узнаете, сложив картинки.

Самостоятельная работа с буклетом.

Работа в группах.


Составление картинок.

Слайд 12. Война.

Слайд 13. Вооружение рыцаря.

– Посмотрите на слайдах картинки, которые должны были у вас получиться.1) Турнир.– Что вы знаете о турнирах? Послушаем сообщение.

2) Охота. Послушаем сообщение.

3) Пир. Послушаем сообщение.

– Назовите основные занятия рыцарей. В этом вам поможет буклет.

– А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Сообщения учащихся.Приложение 2

Ответы учащихся.

Слайды14-16. Турнир. Пир. Охота.Слайд17. Занятия рыцарей.

– Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета.

1) Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему?

2) Обычай – здороваясь, снимать перчатки. Почему?

Приложение 2.

Ответы учащихся. Проблемный вопрос.

Проблемный вопрос.

VІ. Рефлексия. 3 мин. – В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с историей Нового времени и Новейшего времени.

– Что же запомнилось и понравилось вам сегодня на уроке?

– Какие сделали для себя открытия?

– Что узнали нового?

Ответы учащихся. Слайд 18. Итог.

VІІ. Итог урока. 3 мин. Выставление оценок.Домашнее задание из буклета творческого характера по группам:

1) составить герб семьи,

2) ознакомиться с историческим источником и ответить на вопросы к нему.

Конечно, эпоха средневековья очень яркая и красивая.

Но самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд “Посвящение в рыцари”.

Каждый рыцарь должен был обязательно следовать “Кодексу рыцарской чести”.

– А закончить наш урок я предлагаю тоже посвящением.

Но обряд этот будет современным.

– Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари.

Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…)

Посвящение девочками мальчиков в рыцари. Слайд 19-20. Посвящение в церкви. Посвящение знатным сеньором.Слайд 21. Кодекс рыцарской чести.

Слайд 22. Клятва рыцарей. Звучит средневековая музыка.

Клянитесь рыцарями быть

И рыцарство в борьбе добыть !

Долой и латы, и забрало !

Мы – рыцари добра –

И в этом наша слава !

– Итогом нашей совместной творческой работы является наш буклет. Это визитная карточка Средневековой эпохи. Пусть он напоминает вам о нашем сегодняшнем уроке и служит вам в качестве закладки в вашем учебнике.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ