Риторика 1 класс "О ком? О чём?"

Риторика.

Тема: О ком? О чём?

Цель:– научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме;– формируем умение определять тему текста;– дать представление о тексте как о тематическом единстве.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι. Актуализация знаний

1. – О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?– Что можно назвать текстом?

2. Работа по учебнику. 1 3 1 2

Сегодня мы продолжаем знакомиться с текстом. Прочитаем запись на с. 3 и определим, что это – набор предложений или текст.– Я согласна с утверждением, что это текст. Но как вы докажете правильность этого утверждения?– Какова же тема текста?– О ком он?– О чём он?

Что вы узнали о докторе Айболите из текста? (Он добрый, любил зверей и птиц, лечил их.)

Если это текст и в нём все предложения объединены темой, то к нему можно подобрать заголовок. Какой заголовок вы можете предложить к тексту?После обсуждения заголовков два наиболее удачных записывают вучебник. Например, «Добрый доктор Айболит».

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.


ΙΙ. Открытие нового знания

Работа по учебнику. 1 3 1

1) – Вы быстро назвали тему текста о докторе Айболите, но есть в нашем учебнике и другие тексты, определить тему которых будет не так просто.

Учитель читает стихотворение (с. 13), интонационно выделяя реплики двух героев – мальчишек, рассказывающих о разных событиях. После чтения – беседа.

Почему стихотворение называется «Винегрет»? (В обычном винегрете смешиваются различные овощи, а в рассказах двух мальчиков смешались различные события. Один рассказывает о том, что случилось с ним на речке, другой – о том, как он ходил в цирк.)

Попытаемся отделить высказывания одного героя от высказываний другого. Сначала прочитайте то, что говорит мальчик, побывавший в цирке, а потом то, что говорит второй мальчик о случившемся на речке. – Так мы разделили два высказывания на разные темы. Выпишите их в учебник и озаглавьте.

2) – Есть стихи «с секретом», и надо очень внимательно их прочитать, чтобы догадаться, о чём, о ком они.

Читают стихи Д. Чиарди (с. 4). Перед чтением учитель обращает внимание на то, что в начале стихотворения пропущено слово (оно заменено многоточием), которое может подсказать героя стихотворения.

Это ворона. Но как вы узнали об этом? – Что в тексте (в тексте, а не на рисунке) подсказало вам ответ? (Звукоподражание – «к-р», «р-р», которое напоминает воронье карканье.)

Дети придумывают название стихотворения, например, «Крикливая ворона».

3) Аналогично работают над стихотворением В. Орлова.

Обращаем внимание детей на то, что догадаться о героине стихотворения можно не только по обращению, но и по тому, как «по-лягушачьи» она произносит слова «ква-пуста», «ква-соль» и «ква-ртошка». Дети также озаглавливают стихотворение.

4) – Что нового вы сейчас для себя открыли?

Где вам это может пригодиться? 1 4

Регулятивные УУД:1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.


ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа с загадками (с. 5). 3 3 2

А теперь самые настоящие загадки! Нужно не просто их отгадать (это не так трудно), но внимательно прочитать текст каждой загадки и определить, что в нём вам подсказало, о каком именно предмете идёт речь.

Учащиеся читают загадки и отгадывают их. Особое внимание обращаем на характерные признаки загаданных предметов, которые в загадке описываются иносказательно, помогаем понять сравнение, лежащее в основе создаваемого образа предмета (утюг – пароход, плывущий по особой реке – простыне; свеча похожа на «девчонку» в «белой юбчонке»; красный фитиль свечи похож на нос и т.д.).

Учащиеся пишут ответы к загадкам в качестве заголовков (мяч, сосулька, утюг).

2. Самостоятельная работа на уроке (по вариантам). 1 1

Ребята читают стихотворения Р. Сефа и А. Тетивкина (с. 6 и 7) самостоятельно.

Определяют их тему, придумывают свои заголовки, затем обсуждают, насколько они сообщают читателю о теме («Всё на всё похоже...», «Рога», «На что похожи рога»).

Обращаем внимание детей на сравнения, которые помогают читателю лучше представить то, о чём говорится в стихотворении, показывают знакомые предметы с необычной стороны.

3. Самостоятельная работа. 2 1

Вы видели в загадках и стихотворениях, что можно сравнивать различные предметы, т.е. находить в них сходство. Если у человека есть воображение, он сумеет даже... в кляксе увидеть что-то знакомое. Представьте, что вы обмакнули кисточку в тушь или гуашь и на чистый лист бумаги упала большая клякса. Такие кляксы изобразил художник на с. 8. На что они похожи, как вам кажется? «Включите» своё воображение!Предлагаем детям подумать над сказочной историей про то, как кляксе надоело быть просто кляксой, стала она растекаться по листу бумаги, превратилась в ... и решила жить по-новому. Дети должны придумать название этой истории и записать его в учебнике. Названия могут отражать превращение кляксы в какое-то существо, например, в собаку или летучую мышь, в событие, в котором участвует и наша героиня («Как клякса стала таксой по кличке Клякса», «Из кляксы в таксы», «Как клякса вообразила себя собакой», «Приключения кляксы», «Как клякса хотела подружиться с летучими мышами»).


ΙV. Итог урока

Что нового мы сегодня узнали? 4– Что такое текст? – Что такое тема текста?– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?

Кто или что вам помогло справиться?– Кто доволен сегодня своей работой?– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?




ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ