Урок русского языка «Местоимение как часть речи» 2 класс
МБУ СШ № 82 г.о.Тольятти
Урок русского языка
Тема «Местоимение как часть речи»
2 класс
УМК «Школа России»
Составила Корнилова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык 2 класс
Тема урока
Место урока по теме
Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи
Первый урок по теме «Местоимение»
Тип урока
Формы, приемы, методы
Изучение нового материала
Фронтальная, работа в паре, сравнение, подводящий диалог
Цель урока
Задачи урока
Знакомятся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи
Предметные результаты:
1.Узнать, какова роль местоимений в тексте.
2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные.
5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Предполагаемый результат
Знать
Уметь
Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи.
Компетенции/УУД
Педагогические технологии
Оборудование
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве
мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики
ХОД УРОКА
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап: организационный 2 мин.
Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(Слайд 2)
- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»
-А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны?
- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.
Проверяют готовность к уроку.
Дети настраиваются на работу.
Дети высказывают свои предположения. Тайна – это то, что скрывается от других, что известно не всем; секрет.
Коммуникативная компетенция
Самоконтроль, самооценка
Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.
Чистописание.
Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание букв.
Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв Мы
Самоконтроль, самооценка
II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.
Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
- Давайте вспомним: «Что такое речь?»
- Какие части речи вам знакомы?
-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.
Проверка по эталону на слайде
(Слайд 3)
- Почему вы не все слова распределили?
- А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
- А как называется эта часть речи?
- Значит, какая цель нашего урока.
- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
- Нужно распределить слова, по частям речи.
У доски 3 ученика распределяют слова по группам. Остальные – в тетрадях.
- Они не относятся ни к одной из групп.
-Да.
Да.
- Не знаем.
-Узнать, как называется новая часть речи, когда и для чего она используется в речи.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Самоконтроль, самооценка
Появление цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.
III этап: актуализация знаний 5 мин.
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
- Прочитайте два текста и сравните их.
(Слайд 4)
1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.
2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.
- О чём говорится в первом тексте?
-О чём говорится во 2 тексте?
- Вместо каких слов употреблены слова он, они?
-Место какой части речи заняли эти слова?
- Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
Так какая тема сегодняшнего урока.
(Слайд 5)
Переворачивает карточку с названием темы урока.
- Почему местоимение получило такое название?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Дети читают со слайдов тексты.
- О помидорах.
Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.
- Он – помидор, они – помидоры.
-Место имени существительного.
- Местоимение.
-Место имени
Учебно-познавательная
Вопросительные слова
Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности
Физминутка.
Прежде чему узнавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.
Показывается слайд с бабочками
Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.
Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.
Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
-На какой вопрос отвечает слово «слон»?
-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
-На какой вопрос отвечает слово «он».
Значит, какой вывод мы можем сделать?
Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.
Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения. Слайд
Продолжим предложения,, выбрав верные высказывания):
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).
Местоимение – (часть речи, не часть речи), которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).
-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?
- Давайте сравним наше определение с эталоном.
(Слайд 7)
А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?
Работа по учебнику.
Упр.171
- Какие местоимения встретились в тексте?
- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?
Физминутка
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
(Повторить 2 раза с ускорением темпа выполнения движений)
Дети читают стихотворения на слайде
-Отвечает на вопрос КТО?
-Слово слон заменяется местоимением ОН.
-Отвечает на вопрос КТО?
Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают
-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Дети читают определение на слайде.
Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.
- Он, я, ты, они.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Согласен – не согласен
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
V этап: первичная проверка понимания 5 мин.
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.
Работа по упр.173 (устно)
- Какие местоимения встретились в задании упражнения? Каких местоимений нет?
Дети читают текст упражнения и называют местоимения.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Фронтальная работа
Излагает, объясняет учебный материал
VI этап: первичное закрепление 5 мин.
Включение нового знания в систему знаний;
повторение и закрепление ранее изученного.
организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;
организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;
создание ситуации успеха для каждого;
Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
Самостоятельная работа по упр.174.
- Выполните упр. А затем обменяйтесь тетрадями и проверьте товарища.
Оцените товарища по таким критериям:
Всё верно - !
Одна ошибка- +
Две ошибки - ?
Три ошибки - -
(Слайд 8)
Проверьте себя по эталону на слайде.
(Слайд 9)
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.
- Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания
Работа в парах.
У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?
Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.
Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Проверка по эталону.
Дети поднимают руки.
Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.
Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная
Работа в парах
Самоконтроль, самооценка
Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности
VII этап: Домашнее задание
Провести инструктаж по выполнению дом. задания
Упр.175
- Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно?
Вспомните, какие предложение называются нераспространенными и какие распространёнными.
Дети читают текст упражнения и задают вопросы.
Коммуникативная, учебно-познавательная
Фронтальная работа
VIII этап: рефлексия 5 мин.
осознание обучающимися своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
-Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.
(Слайд 10)
Я понял, что такое местоимения,
и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое местоимения,
но не уверен, что объясню другому.
Я не совсем понял, что такое личные местоимения.
-Узнали о новой части речи – местоимении.
Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.
Учебно-познавательная, коммуникативная
Самооценка
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.
Список литературы:
1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.
2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.
3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.
4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.
5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ