Конспект познавательного занятия "От слов до поступков всего один шаг"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 46 «Семицветик»

Управления образования г. Апатиты







КОНСПЕКТ


познавательного занятия













Подготовила воспитатель

средней зрительной группы

Петрова Любовь Ивановна







Апатиты

2011


Программное содержание:


1 . Воспитывать уважение друг к другу, к старшим; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека воспитаннее и тактичнее; активизировать в речи различные формы вежливости.

2. Учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений.

  1. Закрепить понятия «друзья», учить ценить дружбу, беречь её. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

  2. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (птицам).

  3. Воспитывать доброе отношение к маме, уметь исправлять свои ошибки, просить прощение.

  4. Учить детей особенностям диалогической речи, связно, последовательно, логично строить вопросы и ответы.




Материал к занятию:


«Птичья столовая»; «зимний лес»; кафе «Снежинка» с угощениями для птиц; портрет Ксюшиной мамы; коллективная аппликация «Цветы для мамы»; «комната» для девочки Рёвушки; атрибуты для инсценировок; письмо для больного друга; кафе «Дружба»; музыка.




Ход занятия:


Воспитатель:

Как много разных слов на свете...

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что только видит глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

- С помощью слов можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить, обрадовать, похвалить, а можно огорчить, обидеть. Наши гости знают много волшебных, вежливых и добрых слов.(Слово гостям...) Ну и мы не отстаём, добрые слова в стихах в ответ вам шлём:


Доброе утро

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красильников


Что такое здравствуй?

Что такое «здравствуй»-

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит: «Будь Здоров».

Правило запомни,

Знаешь - повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Н.Дружинина


Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день.

Только выйду за ворота -

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу-

«С добрым утром!» я кричу.

«Добрый день!»-кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Н. Красильников


Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики - цветы

Очень вежливы... А ты?

Е.Серова


Если добрый сон приснится-

Утром весело пою.

Целый день я улыбаюсь

Звонко песенки пою!

А ещё открыл я братцы

Удивительный закон:

Если чаще улыбаться,

То приснится добрый сон


В.Солоухин

- Здравствуйте

- Здравствуйте !

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Все это были только слова, но от слов до поступков всего один шаг...


Воспитатель:

- А если пришли холода. И птицам некуда деться, тогда как бы мы поступили, друзья?(Ответы детей)

Выбегай поскорей, посмотреть на снегирей

И синички, свиристели

К нам на ветку прилетели! (Дети подходят к ветке, рассматривают птиц)

Нам очень тревожно за птиц ,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им!

Поможем мы им, беззащитным таким?

Дети:

- Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!


Ребенок:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло!

(Предлагаю покормить птиц семечками.)

Воспитатель:


Кто вас дети крепко любит?

Кто вас нежно так голубит?

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз.

Дети:

Мама дорогая, мамочка родная!


Воспитатель:

- Мама самый дорогой человек на свете.

От маминой улыбки нам светло, радостно, спокойно на душе. Ксюша нарисовала портрет своей любимой мамочки.


Ксюша Ц.:

Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет - это моя мама. Её зовут Вера Николаевна. Правда ведь красивая? У неё большие зелёные глаза, мягкие волосы, добрая, очаровательная улыбка. На маме красивая разноцветная блузка, на шее - бусы, в ушах - серьги. Я очень люблю свою маму, потому что она самая красивая, самая добрая, самая ласковая, самая нежная.


Воспитатель:

- Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть свою маму?

(Дети отвечают.)

- Да, к сожалению, мы иногда грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму. Послушайте стихотворение Э. Машковской «Обида».


Ребенок:

Я маму мою обидел,

Теперь никогда - никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу...

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду.

Возьму я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу.

Я буду ходить по следу

В страшный — страшный мороз.

И через бурную рек

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный

Мама возьмёт билет.

И в день моего рожденья

Тот самолёт прилетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.


Воспитатель:

- Как вы думаете, дети, простила его мама? (Дети отвечают.)


Воспитатель:

- Конечно, же, простила, недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает». В стихотворении мальчик долго мучился из-за ссоры с мамой, даже из дома ушел. Что надо было сделать мальчику, чтобы мама его простила?

(Дети отвечают.)

Какие слова нужно сказать маме, когда просишь прощения?

(Мамочка любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся. И конечно же пообещать исправиться.)

Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:

  • Доброе слово лечит, а плохое калечит.

  • Ласковое слово, что солнышко.

  • От худого слова навек ссора.

  • Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит


Совсем скоро будет Мамин праздник. Чтобы порадовать маму мы сделаем коврик из цветов. (Дети делают аппликацию: коврик из цветов.)


Воспитатель:

- Радовать нашу любимую маму - хорошо, а огорчать - плохо. А если капризы у нашей Танюшки? (Инсценировка А. Барто «Девочка - ревушка»)


Ребенок:

Ты можешь плакать двадцать дней,

И двадцать пять ночей.

Пока из горьких слез твоих

Не потечет ручей

Но слезы не спасут от бед

И не помогут горю.

А если это ясно,

То не реви напрасно.

Воспитатель:

А если вдруг мальчик захнычет, тогда...

Ребенок:

Если мальчик плачет, -

Значит есть причина

Если слезы прячет, -

Значит он - мужчина

Пусть плачет, если хочет кто-то,

А я не плачу, неохота,

И мне за плачущих обидно.

Сквозь слезы солнышко не видно.

- А вам, ребята, захотелось плакать после этого стихотворения ?

Дети

- Нет, захотелось всем улыбаться и никому не портить настроение


Воспитатель:

- Потому что улыбаться хорошо, а капризничать- плохо. От улыбки хмурый день светлей. Споем песенку девочке и она Никогда не будет капризничать.

(Дети и гости поют песню «Улыбка»)

- А если ссорятся друзья, как поступим мы тогда?

(Инсценировка по стихотворению С.Михалкова «Бараны»)


По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом,

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь в вдвоем нельзя пройти

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

Me, ты в своем баран уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами

Как рогами не крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано,

Утонули два барана.


Воспитатель:

- Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня)

- Случалась ли у вас ситуация, когда вы не уступали друг другу?

- Как же нужно было поступить? Взрослые предлагают свои варианты ответов:

  • Нужно стукнуть обидчика.

  • Надо громко заплакать.

  • Надо позвать взрослых.

  • Забрать все игрушки и сломать их.

  • Предложить играть вместе всеми игрушками.

Дети выбирают из предложенных вариантов свой ответ.


(Инсценировка К.Тангрыкулиевой «Петухи»)

Два петуха издалека, увидели зерно.

К нему рванули петухи,

А зернышко одно.

Одна крупинка на двоих,

Раздорам нет конца.

Лишь честный бой рассудит их -

Решили два бойца. (Завязалась драка).

Никак мириться не хотят

Два вздорных драчуна.

И пуговицы в пыль летят,

И бровь рассечена....

А ссора из-за чепухи,

Лишь зернышко одно


Воспитатель:

- Что можно сказать про драчунов?


Дети:

- Глупые ссорятся, а умные договариваются

«Петушки»

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться -

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться —

Нечем будет петушиться.

В.Берестов


«Кто сильнее?»

Тот храбрее, кто добрее.

Тот сильнее, кто умнее.

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками.

Ю.Мориц.


«Подарок».

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка,

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная, веселая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была,

И все-таки подружке

Игрушку отдала.

Е.Благинина.


Воспитатель:

- Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная). Вы хотели бы так дружить? Что для этого надо делать? ( учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками).

- А если вдруг заболел друг, что можно сделать тогда?

  • Позвонить другу.

  • Пожелать здоровья, быстрого выздоровления.

  • Спеть песенку рассказать стих.


- Но навестить друга пока нельзя, потому что можно заразиться.

  • Можно написать письмо.

(Дети пишут письмо заболевшему другу. В конверт вкладывают свои «подарки» - перышко, бусинку, рисунок и т.д.)


Послушайте как говорит русский народ о дружбе.

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.

  • Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  • Нет друга ищи, а нашел береги.

  • Человек без друга, как дерево без корней.

  • В настоящей дружбе так: сам пропадай, а друга выручай.

  • Дружба и братство- дороже богатства.

  • Настоящий друг познается в беде.


- Давайте будем дружить друг с другом....

Звучит песня «Дружба», воспитатель приглашает всех друзей в кафе «Дружба».



Список используемой литературы:


  1. Лопатина А.А., Скребцова М.В.. Воспитание нравственных качеств у детей. - М.: Издательство" Книголюб", 2007.

  2. Семака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ-2004г.

  3. Ушакова О.С., Гаврилин Н.В.Знакомим дошкольников с литературой. - М.:Т.Ц. Сфера, 2004.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ