Методические рекомендации БУП (базисного учебного плана)

Методические рекомендации БУП

(базисного учебного плана)


При разработке учебных планов (УП) общеобразовательных учреждений (ОУ) необходимо помнить, что учебный план – важнейшая составляющая часть образовательной программы ОУ, раскрывающая специфику деятельности образовательного учреждения в содержательном и процессуальном направлениях. Образовательная программа рассматривается как возможная модель пути достижения обучающимися образовательного стандарта.


  Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

  Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Количество учебных планов должно соответствовать количеству учебных программ, реализуемых в образовательном учреждении и зафиксированных в его Уставе и лицензии.

Выбранный учебный план должен соответствовать целям и задачам образовательного учреждения в соответствии с образовательной программой ОУ.

Учебный план образовательных учреждений должен соответствовать требованиям Базисного учебного плана по структуре, гигиеническим требованиям обучения школьников и объему финансирования на конкретной ступени обучения.

При составлении учебного плана необходимо соблюдать преемственность.

Учебный план должен соответствовать по максимально допустимой нагрузке учащихся по всем классам и ступеням обучения 6- или 5-дневной учебной неделе.

Образовательные программы гимназий и лицеев формируются учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного стандарта с учетом мнений участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) и органов государственно-общественного управления. Разрабатываемые программы должны учитывать социально-экономические, научно-культурные особенности. Обязательными условиями реализации образовательной программы в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, являются:

  для гимназий – дополнительная (углублённая) подготовка обучающихся по предметам гуманитарного профиля (литературе, истории, обществознанию и другим предметам по выбору общеобразовательного учреждения), изучение с 5-го класса двух иностранных языков как одно из условий становления культурного потенциала личности;

  для лицеев естественнонаучного и технического профиля – дополнительная (углублённая) подготовка обучающихся по алгебре, алгебре и началам анализа, геометрии, информатике и ИКТ, физике, черчению, химии, биологии (по выбору общеобразовательного учреждения).

В случае выбора гимназией, лицеем на второй и третьей ступенях общего образования варианта учебного плана, предполагающего максимальную предельно допустимую аудиторную учебную нагрузку, образовательный процесс осуществляется в режиме 6-дневной учебной недели.

Образовательное учреждение может самостоятельно перераспределять годовую нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.


НЕ ПУТАТЬ!!! Программы углублённого изучения предметов реализуются в 8-11 классах (по иностранным языкам реализация возможна со 2-го класса), программы профильного обучения – в 10-11-х классах.




^ Процедура принятия УП предполагает:


  • принятие органом самоуправления ОУ (педагогическим советом, Советом ОУ) в соответствии с Уставом ОУ;


  • согласование с учредителем по определенным параметрам согласования;


  • согласование с Роспотребнадзором (согласно требованиям СанПин);


  • утверждение директором ОУ с указанием номера и даты приказа.


Пояснительная записка к учебному плану должна аргументировать «сетку часов».

Структура пояснительной записки

В пояснительной записке учебных планов необходимо отразить:


  • современную нормативную базу федерального и регионального уровней;


  • подходы к реализации целей образовательной программы;


  • режим ведения занятий – время начала занятий, продолжительность урока, продолжительность перемен, начало факультативных занятий, деление классов на две группы при изучении отдельных предметов: в 5 11-х классах при проведении предметов «Иностранный язык», «Технология», «Информатика и ИКТ», в 10 11-х классах – при проведении учебных занятий по предмету «Физическая культура», в 9 11-х классах при изучении элективных курсов, а также при проведении занятий по иностранному языку во вторых и третьих классах – при наполняемости класса 25 человек;


  • предметно-деятельностную структуру федерального компонента (часы федерального инварианта), раскрыть и наполнить (в зависимости от вида и целей ОП) региональный и школьный компонент (компонент ОУ).


^ Федеральный компонент УП полностью реализует компонент государственного образовательного стандарта, который соответствует единству образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования.

^ Региональным компонентом УП является: изучение спецкурсов и элективных курсов.

^ Часы компонента образовательного учреждения в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для реализации целей ОП (на организацию спецкурсов, адекватных целям реализуемой образовательной программы, на организацию индивидуальных и групповых занятий по выбору обучающихся).

^ Нормативная база федерального уровня

Федеральный закон от от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».


При подготовке учебных планов следует учитывать и предъявлять унифицированные требования к формированию учебного плана. К таковым могут относитьсяследующие требования:

  целостности и полноты;

  преемственности и «просчитанности».

Целостность и полнота предполагают необходимость и достаточность компонентов, их внутреннюю связь и взаимообусловленность. Это требование исключает:


  • несоотнесенность предметов школьного компонента с концепцией школы, отсутствие ориентации на ведущую идею;


  • ориентацию в наполнении школьного компонента не на развитие ученика, а на интересы учителя;


  • необоснованное расширение числа предметов


  • отсутствие программно-методического обеспечения, в особенности это относится к авторским курсам).


Учебный план, как известно, каким бы вариантом мы его не проектировали – по образовательным программам или по ступеням обучения, состоит из двух частей: пояснительной записки и сетки часов. Конструирование учебного плана должно начинаться с разработки пояснительной записки, а не сетки часов, где в общей части указывается:

  цель обучения и задачи;

  перечень программ по ступеням обучения;

  реализуемый подход;

  специфика (особенности) образовательной деятельности;

  система дополнительного образования и как осуществляется связь основного и дополнительного образования.


  Требования реализуемых программ.

Если лицей реализует программы углубленного изучения математики и информатики, гимназия – углубленного изучения предметов гуманитарного цикла, то распределение часов школьного компонента начинается с выполнения требования часовой нагрузки программ по соответствующим предметам.

  ^ Требования программ предметов, сопутствующих или поддерживающих основные (играющих наряду с основными предметами ведущую роль в системе непрерывного образования).

^ Если лицей реализует программы углубленного изучения математики и информатики, то вполне логично определение дополнительных часов на изучение физики.

  Требование коррекции знаний по отдельным предметам, если это обосновано и необходимо.

Сетка часов, нормативная часть учебного плана, должна зеркально отражать логику требований к наполнению основных компонентов (федерального, регионального и школьного), заданную пояснительной запиской, включая последовательность предлагаемого перечня предметов.

Требование преемственности и «просчитанности» предполагает.

Наличие преемственности между ступенями школы, классами, годами обучения, наличие предметов школьного компонента, четко определенных во временном отрезке обучения (элективные курсы) или охватывающих всю вертикаль образования. Так, моделирование профильного обучения осуществляется на два года, что, кстати, определено логикой Базисного учебного плана. Если какая-либо предметная программа включается в учебный план, она должна быть распределена по годам и пройдена. Второй язык до недавнего времени присутствовал в учебных планах многих специализированных школ. Изменение нормативной базы учебных планов, связанное с исключением предмета, возможно только в параллелях и классах, где обучающиеся еще не приступили к изучению предмета.

«Просчитанность» – это жесткое следование нормативам нагрузки – максимальной, недельной, годовой. В пояснительной записке учебного плана должна быть прописано учебное время изучения курсов, входящих в такие предметы, как математика (алгебра, геометрия), история (история России, всеобщая история) и т.д. Указаны предметы и курсы, при прохождении которых класс делится на группы.

Наполнение и соотношение основных компонентов – федерального, регионального и школьного – в учебном плане профильной школы на старшей ступени в нормативном плане закреплены еще более жестко, чем в специализированной. Базисным планом № 1312 определена норма часов на базовые, профильные предметы, предметы, поддерживающие профиль и элективные курсы. Задача школы лишь в том, чтобы в соответствии со своей образовательной программой определить профиль или несколько профилей, логично выстроить содержание основных частей плана. В этом случае также должны быть исключены любые противоречия в подборе предметов, в особенности элективных курсов, и любое необоснованное распределение часов. Так, если школа выбрала физико-математический профиль, то она уже определила свою нишу в системе непрерывного образования: профильные предметы – физика, математика, предмет, поддерживающий профиль – информатика и ИКТ, элективные курсы – тематически должны соответствовать профилю, углублять и расширять знания обучающихся по ведущим или сопутствующим предметам (например, русский язык), знания по которым смогут помочь будущему выпускнику взять планку – успешно сдать экзамены в формате ЕГЭ и поступить в вуз или иначе определиться со своей будущей профессией.

Важной частью УП являются элективные курсы. Компонент образовательного учреждения в X-XI классах, прежде всего, используется для преподавания элективных учебных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

По объему часов элективные курсы, в отличие от аналогичных в IX классе, могут превышать 20 часов (но не более 70 часов на два года обучения). Для реализации права выбора обучающимися 3–4 элективных курсов следует предложить 5–6 возможных вариантов. Изучение этих курсов может быть последовательно чередующимся и параллельным. Часы компонента образовательного учреждения могут быть использованы для увеличения времени преподавания предметов, входящих в федеральную часть учебного плана, при обязательном условии, что на элективные курсы отводится не менее 4 часов в неделю в X и XI классах (280 часов за два года обучения).


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ