Мониторинг выполнения образовательных программ ДОУ
Мониторинг выполнения образовательных программ ДОУ.
Мониторинг результативности выполнения «Программы воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А.Васильевой.
Цель: Проанализировать и оценить результативность решения воспитательно-образовательных задач по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой в 2009 – 2010 учебном году
№
п/п
Направление
Критерии
Методы
диагностики
Сроки
Ответственные
1 мл. группа
1.
Воспитание КГН
умение пользоваться столовыми приборами;
есть самостоятельно;
пользоваться салфеткой;
раздеваться и одеваться с помощью взрослого (колготки, носки, шапку);
мыть руки и пользоваться полотенцем с помощью взрослых;
своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Наблюдения
Январь - май
Воспитатели
1 мл. группы
2.
Воспитание элементарных навыков культурного поведения
сформированность поведения детей: умение разговаривать спокойно, слушать взрослого, выполнять его указания;
воспитанность навыков: приветствовать, прощаться, благодарить;
воспитанность умения подождать, если воспитатель занят другим ребенком;
умение бережно обращаться с игрушками, убирать их на место.
Наблюдения
Январь - май
- // -
3.
Ознакомление с окружающим
умеют различать и называть игрушки, мебель, одежду, посуду, некоторые виды фруктов и овощей;
виды транспорта;
свободно ориентируются в ближайшем окружении;
узнают свой дом и квартиру;
детский сад и групповую комнату;
знают имена членов своей семьи и персонала группы;
отмечают характерные признаки домашних животных (собачка лает, кошка мурлычет);
различают и называют диких животных (медведь, лиса, заяц);
различают фрукты и овощи (яблоко, морковь, огурец);
отмечают характерные признаки времен года
(идет снег, дождь, светит солнце);
с помощью взрослых ухаживают за
комнатными растениями.
Наблюдения
Январь - май
- // -
4.
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой
имеют:
активный словарный запас (не менее 1000 – 1200 слов)
Умеют:
отвечать на понятный вопрос воспитателя;
пользоваться речью как средством общения со сверстниками;
делиться информацией («Коля пришел»), жаловаться на неудобства (замерз, устал);
сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»);
повторять за взрослым слово и небольшое предложение;
слушать небольшие стихи, рассказы без наглядного сопровождения;
вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках;
читать стихи с помощью взрослого.
Наблюдения, опрос, беседы
Сентябрь - май
Воспитатели 1 мл. группы, зам.зав. по ВМР
5.
Развитие ЗУН в продуктивных видах деятельности
знают цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
правильно держат карандаш, кисть, умеют ими пользоваться;
имеют ЗУН в работе с лепкой (скатывают комок круговыми и горизонтальными движениями, сворачивают в кольцо, сплющивают ладонями)
Наблюдения, опрос, беседы, анализ дет.работ
Сентябрь - апрель
Воспитатели 1 мл. группы, зам.зав. по ВМР
6.
Конструктивные способности
различают основные формы строительного материала (кубики, кирпичики, пластины);
умеют создавать простейшие постройки.
Наблюдения, беседы
Сентябрь - апрель
Воспитатели 1 мл. группы, зам.зав. по ВМР
7.
Развитие физических способностей и навыков
умеют ходить и бегать не наталкиваясь;
прыгать на 2-х ногах с продвижением вперед или на месте;
имею навыки работы с мячом;
могут подлезать, переползать через веревку, бревно;
имеют положительное отношение к занятиям физической культурой, п/играм.
Наблюдения, срезы
Сентябрь - апрель
Воспитатели 1 мл. группы, зам.зав. по ВМР
8.
Развитие музыкальных способностей и навыков
дети знают такие музыкальные инструменты, как бубен, погремушка;
подпевают самостоятельно и с педагогом в песне муз.фразы;
двигаются в соответствии с характером музыки, выполняют простые танцевальные движения;
хлопают в ладоши;
притопывают ножкой, поворачивают кисти рук, кружатся
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели 1 мл. группы, зам.зав. по ВМР
Для детей 2 мл. группы
1.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
следят за своим внешним видом, самостоятельно устраняют неполадки (поправляют платье, подтягивают шорты, колготки…);
умеют самостоятельно мыть руки, лицо;
умеют пользоваться мылом, полотенцем, расческой, носовым платком;
сформированы навыки еды;
правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели
2 мл. группы, зам.зав. по ВМР
2.
Воспимтание навыков культуры поведения
Дети умеют:
приветствовать и прощаться;
благодарить;
выражать просьбу понятно, пользоваться словом «пожалуйста»;
соблюдают элементарные правила поведения в общественных местах: в группе, спальной, умывальной комнатах, на улице.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели
2 мл. группы, зам.зав. по ВМР
3.
Ознакомление с окружающим миром
Знают:
свое имя и фамилию, имя, отчество воспитателя и няни;
названия 2 –х деревьев;
цветущих травянистых растений, комнатных растений;
знают отличительные особенности внешнего вида домашних и диких животных, их детенышей (собака, кошка, коза, корова, заяц, лиса, медведь);
понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, посуда, обувь, мебель;
определяют свойства и качество предметов (цвет, форма);
без труда называют часто встречающиеся предметы;
называют состояние погоды;
находят у дерева ствол, ветки, листья;
различают по цвету, вкусу, величине и форме овощи и фрукты окружающей местности.
Наблюдения, беседы, опрос
Сентябрь - апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам.зав. по ВМР
4.
Речевое развитие и ознакомление с художественной литературой
Умеют:
произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
согласовывают слова в роде, падеже, числе;
употребляют в речи предложения с однородными членами;
отвечают на вопросы взрослого;
повторяют за взрослым рассказ, составленный об игрушке или по сюжетной картине;
внимательно слушать знакомые и новые сказки, рассказы;
воспроизводят содержание художественных произведений с помощью вопросов взрослого;
читают наизусть небольшие потешки и стихотворения;
называть произведения (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам.зав. по ВМР
5.
Развитие элементарных математических предложений
Умеют:
находить в окружающей обстановке много предметов и один;
сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, выражаясь словами каких предметов больше (меньше), поровну;
сравнивать 2 предмета по величине;
различать и называть утро, вечер, день и ночь;
узнавать круг, квадрат, треугольник;
различать правую и левую руки;
понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
Наблюдения, диагностические срезы, опрос
Сентябрь - апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам.зав. по ВМР
6.
Развитие ЗУН в продуктивной деятельности
В рисовании:
знать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, голубой, розовый);
умеют работать карандашом, кистью;
умеют подбирать цвет, соответствующий предметам;
изображать простейшие предметы и явления в
действительности.
В лепке:
умеют лепить предметы, состоящие из 2-3 частей одинаковой или разной формы;
владеют приемами раскатывания прямыми и круговыми движениями:
сплющивание;
соединение;
защипывание кончиками пальцев.
В аппликации:
пользоваться клеем;
создавать изображения по образцу из готовых форм.
В конструировании:
знать и называть основные детали строительного материала;
уметь располагать кирпичики, пластины вертикально;
различать части постройки по величине.
Наблюдения, анализ детских работ
Сентябрь - апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам. зав. по ВМР
7.
Развитие физических способностей и навыков
Умеют:
ходить прямо, не шаркая ногами;
выполнять задания воспитателя: остановиться, присесть, повернуться;
бегать, сохраняя равновесие, в различном направлении;
перешагивать через предметы, сохраняя равновесие;
ползать на четвереньках;
лазать по лестнице-стремянке;
лазать по гимнастической стенке разными способами;
прыгать на 2-х ногах вперед, энергично отталкиваясь;
прыгать в длину с места не менее 40 см;
катать мяч в заданном направлении (1,5 м);
бросать мяч 2-мя руками из-за головы, от груди;
бросать мяч 2-3 раза подряд и ловить его;
метать мяч (предметы) правой и левой рукой на расстояние не менее 5м;
Наблюдения
Сентябрь- апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам.зав.по ВМР, инструктор по физкультуре
8.
Развитие музыкальных способностей и навыков
Умеют:
внимательно слушать музыкальное произведение до конца;
узнают песню по мелодии;
различают звуки по высоте (в пределах октавы);
поют протяжно, четко произнося слова;
все вместе начинают и заканчивают песню;
делают музыкально-ритмические движения (пружинки, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах);
выполняют движения с предметами: куклы, игрушки, ленты;
участвуют вместе с педагогом в инсценировке песен, хороводов;
играют на металлофоне мелодии на одном звуке.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели 2 мл. группы, зам.зав. по ВМР, музыкальный руководитель
Средняя группа
1.
Ознакомление с окружающим миром
Имеют представления:
о том, что Армия охраняет нашу Родину;
о разных видах общественного транспорта;
о выращивании растений из семян;
о домашних животных (их пользе, труде людей по уходу за ними);
о диких животных в природных условиях.
Знать:
название родного поселка, города;
все о труде взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель);
где и кем работают родители;
Уметь:
называть 3-4 дерева;
1 кустарник;
3-4 травянистых растения;
2 новых комнатных растения;
различать перелетных и зимующих птиц;
называть и различать насекомых: бабочка, жук, муравей;
классифицировать: овощи, фрукты, грибы, ягоды;
Наблюдения
Сентябрь -апрель
Воспитатели средней группы, зам.зав. по ВМР
2.
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой
Употребляют слова, обозначающие:
эмоциональное состояние (сердитый, печальный);
этические качества (хитрый, добрый);
эстетические характеристики;
свойства и качества предметов;
Выделяют первый звук в слове
Выражают мысли сложными предложениями
Составляют рассказы:
по сюжетной картинке;
описательные (по образцу воспитателя);
употребляют существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, посуда);
Отвечают на вопросы по содержанию произведения;
Принимают участие в драматизации небольшого произведения;
Называют свою любимую сказку;
Внимательно слушают литературное произведение.
Наблюдения, опрос, беседы
Сентябрь - апрель
Воспитатели средней группы, МС
3.
Развитие элементарных математических предложений
Умеют:
считать в пределах 5;
отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, понимать соотношение между ними;
различать геометрические фигуры: круг, шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, прямоугольник;
отличать геометрические фигуры по характерным признакам;
различать и называть части суток;
определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
знать правую и левую руку.
Наблюдения, диагностические срезы, опрос
Сентябрь - апрель
Воспитатели средней группы
4.
Развитие ЗУН в продуктивных видах деятельности
Знают правила работы:
карандашом;
кистью и красками;
пластилином, глиной.
В рисовании:
используют сочетание цветов и оттенков для выразительности образа;
правильно передавать в рисунке:
форму и строение предметов;
расположение частей;
соотношение по величине;
изображение в рисунке нескольких предметов, связывая их единым содержанием;
создавать узоры: на полосе, квадрате, круге, розетке;
Располагать элементы узора в лепке:
лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
использовать приемы лепки: оттягивания, сглаживания, вдавливания, прищипывания, примазывания;
объединять созданные в лепке образы в единую композицию.
В аппликации:
правильно держать ножницы и действовать ими;
резать по диагонали квадрат, прямоугольник, делать косые срезы;
вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника;
плавно срезать и закруглять углы;
составлять узоры из ростит. и геометрических форм;
аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих их нескольких частей.
Конструирование:
преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога;
сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны;
изготавливать простейшие поделки из природного и бросового материала (лодочки, ежики и др.);
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели средней группы
5.
Развитие физических способностей и навыков
Умеют:
ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;
лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек;
лазать разными способами;
принимать правильное исходящее движение в прыжках;
уметь ловить и бросать мяч (предметы) левой и правой рукой;
отбивать мяч о землю не менее 5 раз подряд;
скользить самостоятельно по л. Дорожке;
кататься на 2-х колесном велосипеде;
ориентироваться в пространстве: находить левую и правую стороны
Наблюдения, диагностические срезы
Сентябрь - апрель
Воспитатели средней группы, инструктор по физкультуре
6.
Развитие музыкальных способностей и навыков
Умеют:
внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; узнавать песни по мелодии;
различать звуки по высоте;
петь протяжно, подвижно, четко произносить слова;
выполнять движения, соответствующие характеру музыки;
выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, двигаться парами по кругу, кружиться по одному и в парах, выполнять движения с предметами (лентами, куклами);
инсценировать (совместно с педагогами) песни, хороводы;
играть на металлофоне мелодии на 1 звуке.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели средней группы, зам.зав. по ВМР
Старшая группа
1.
Ознакомление с окружающим: явления общественной жизни, ознакомление с предметами ближайшего окружения, ознакомление с природой
Имеют представления:
о России, стране;
о труде людей в городе и сельской местности;
о сезонных изменениях в природе;
о том, как выращиваются овощи и фрукты;
об условиях, необходимых для роста растений;
о лесных ягодах и грибах (съедобных и несъедобных);
о домашних животных;
о зимующих птицах;
о переходе воды из жидкого в твердое состояние и наоборот.
Знать:
название страны, ее главного города – Москвы;
некоторые рода войск;
правила дорожного движения;
Уметь:
различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям, плодам;
2-3 травянистых растения;
4-5 видов зимующих птиц;
различать повадки диких животных;
ухаживать за обитателями природного уголка и растениями.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели старшей группы, зам.зав. по ВМР
2.
Речевое развитие детей и ознакомление с художественной литературой
Употребляют в речи сложные предложения разных видов.
При пересказе пользуются прямой и косвенной речью.
Определяют места звука в слове.
Заменяют слово другим словом со сходным значением.
Составляют рассказы по образцу и из личного опыта:
по сюжетной картинке;
по набору картинок;
Определяют жанр произведения.
Называют свои любимые сказки и рассказы.
Выразительно читают стихи.
Знают наизусть 2-3 программных стихотворения
2-3 считалки
называют любимого детского писателя.
Наблюдения. Опросы, беседы
Сентябрь - апрель
Воспитатели старшей группы, МС
3.
Развитие элементарных математических представлений
Умеют:
считать (отсчитывать) в пределах 10;
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать какое больше или меньше;
уравнивать неровное число предметов 2-мя способами;
сравнивать предметы;
по величине;
размеру;
различать форму предметов: круглую, треугольную, прямоугольную;
группировать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме, толщине;
выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
ориентироваться на листе бумаги.
Знать: дни недели, последовательность частей суток.
Наблюдения
Сентябрь- апрель
Воспитатели старшей группы, зам.зав. по ВМР
4.
Развитие ЗУН в продуктивных видах деятельности
В рисовании:
уметь регулировать силу нажима на карандаш, кисть;
использовать в работе различные цвета и оттенки;
рисовать по представлению и с натуры (овощи, фрукты, игрушки);
создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке:
лепить предметы по мотивам народных игрушек;
фигуру человека и животных в движении;
применять различные способы лепки, использовать в работе стеку.
В аппликации:
использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
сочетать способ вырезания с обрыванием;
выполнять работу по представлению и с натуры;
уметь создавать сюжетные композиции;
В конструировании:
уметь анализировать образец постройки;
планировать этапы создания собственной постройки;
создавать постройки по рисунку;
уметь работать коллективно.
В ручном труде:
сгибать лист вчетверо в разных направлениях;
работать по готовой выкройке;
делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели старшей группы, зам.зав. по ВМР
5.
Развитие физических способностей и навыков
Умеют:
ходить и бегать легко, ритмично, в разном темпе и направлении;
лазать по гимнастической стенке с изменением темпа;
прыгать;
в длину с места, с разбега;
в высоту (не менее 40 см);
через короткую и длинную скакалку;
метать предметы правой и левой рукой на
5 – 9 м;
уметь работать с мячом;
отбивать мяч на месте не менее 10 раз;
при движении (4-6 м);
бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой;
уметь перестраиваться в колонне, шеренге;
выполнять повороты направо, налево, кругом;
скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание;
ходить на лыжах скользящим шагом до 2 км;
участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр:
городки; бадминтон; футбол; хоккей.
Наблюдения, диагностические срезы
Сентябрь - апрель
Воспитатели старшей группы, инструктор по физкультуре
6.
Развитие музыкальных способностей детей
Знают и различают:
жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);
произведения по мелодии, вступлению.
Умеют:
различать звуки высокие и низкие (в пределах квинты);
петь без напряжения, плавно, легким звуком;
петь в сопровождении музыкального инструмента;
ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой муз. произведения и муз. фразами;
выполнять танцевальные движения:
поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;
полуприседание с выставлением ноги на пятку;
шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед, в кружении;
двигаться парами;
самостоятельно инсценировать песни, хороводы;
играть на металлофоне мелодии.
Наблюдения, опрос, посещение занятий
Сентябрь- апрель
Воспитатели старшей группы, муз. руководители
Подготовительная группа
1.
Ознакомление с окружающим: явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, ознакомление с природой
Различают и называют:
все виды транспорта (наземный, воздушный, водный и др.);
Предметы, облегчающие труд человека на производстве.
Бытовые приборы.
Материалы, из которых сделаны предметы (дерево, стекло, пластик и др.).
Знают:
герб, флаг, гимн России;
дату своего рождения;
полные имена своих родителей;
домашний адрес и телефон;
Знают дорожные знаки и их назначение.
- Обычаи, традиции народов России.
О космосе и его героях.
Имеют представления:
о растительности луга, поля, сада, леса;
домашних и диких животных, птицах;
о природе родного края.
Устанавливают взаимосвязь человека с природой.
Самостоятельно ухаживают за обитателями и растениями уголка природы.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели подготовительной группы, зам.зав. по ВМР
2.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Умеют:
правильно задавать вопросы и отвечать на них;
последовательно и логично рассказывать о фактах и событиях;
говорить спокойно, не повышая голоса;
употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения;
различать понятия «слог», «звук», «слово», «предложение»;
определять место звука в слове;
членить простые предложения на слова;
членить простые слова на слоги;
составлять по плану или образцу небольшие рассказы (из опыта, о предмете, по сюжетной картинке);
пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели подготовительной группы, зам.зав. по ВМР
3.
Развитие элементарных математических представлений
Знают:
состав чисел первого десятка из отдельных единиц и из 2-х меньших чисел;
как получить число первого десятка, прибавляя или вычитая единицу из предыдущего или следующего числа в ряду;
цифры первого десятка, знаки +, -, =;
название текущего месяца;
последовательность дней недели.
Умеют:
называть числа в прямом и обратном порядке;
соотносить цифру и число предметов;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять длину предметов с помощью условной мерки;
делить круг, квадрат на 2,4 равные части;
ориентироваться на листе бумаги;
пользоваться порядковым числительным для определения общего количества предметов.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели подготовительной группы, зам.зав. по ВМР
4.
Развитие умений в продуктивных видах деятельности
В рисовании:
свободно владеют карандашом, кистью, фломастером;
передавать в рисунке выразительность образа;
изображать несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
смешивать краски для получения оттенков;
рисовать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В лепке:
лепить небольшие скульптурные композиции, передавая пропорции, динамику;
выполнять лепку разными способами (налепом, рельефом).
В аппликации:
композиционно правильно располагать изображение;
сочетать способы вырезывания с обрыванием;
свободно владеть ножницами (вырезывая предметы разной формы и силуэтов).
Конструирование и ручной труд:
видят и анализируют конструкцию предмета с учетом ее практического назначения;
умеют сооружать различные конструкции;
создавать их по рисунку и словесной конструкции;
переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;
делать разметку по шаблону;
делать объемные игрушки;
умеют вдевать нитку в иголку;
пришивать вешалку, пуговицу.
Наблюдения
Сентябрь - апрель
Воспитатели подготовительной группы, зам.зав. по ВМР
5.
Музыкальное воспитание
- узнают мелодию государственного гимна России (слушают стоя);
различают произведения различных жанров:
танец (полька, вальс, народная пляска);
песню;
марш;
различают части произведения:
вступление;
заключение;
запев;
припев;
умеют петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него;
поют выразительно, меняя темп и силу звучания;
выразительно и ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
выполняют различные танцевальные движения с предметами и без:
шаг с притопом;
приставной шаг с приседанием;
пружинящий шаг;
хороводный;
боковой галоп;
инсценируют игровые песни;
играют по 1 и в ансамбле на различных музыкальных инструментах несложные мелодии и песни.
Сентябрь - апрель
Муз. руководители
6.
Физическая культура
Правильно выполняют все виды основных движений:
ходьба, бег, прыжки, метание, лазание;
Прыжки:
с высоты до 40 см;
в длину с места (не менее 100 см);
с разбега – 180 см;
в высоту с разбега (не менее 50 см);
через короткую и длинную скакалку разными способами;
Метание:
бросают предметы в цель из разных исходных положений;
попадают в вертикальную и горизонтальную цель (расст. 4-5 см);
метают предметы левой и правой рукой (5-12м);
метают предметы в движущуюся цель;
Строевые упражнения:
перестраиваются в 3-4 колонны;
в 2-3 круга на ходу;
в 2 шеренги после расчета на первый, второй;
Выполняют физические упражнения четко, ритмично, под музыку и без;
Ходьба на лыжах (3 км) скользящим шагом, подъем на гору и плавный спуск с нее.
Наблюдения, диагностические срезы
Сентябрь - апрель
Воспитатели подготовительной группы, инструктор по физкультуре
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ