Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем обучении учащихся с нарушениями интеллекта»
Сведения об авторе
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» Муниципального образования «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия), г. Мирный ул. Вилюйская 7
Еремеева Евдокия Афанасьевна
Учитель географии
Квалификационная категория - первая
Ветеран труда Республики Саха (Якутия), февраль 2006 г.
Отличник образования Республики Саха (Якутия) 2010 г.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида» Муниципального образования «Мирнинский район»
Еремеева Евдокия Афанасьевна
Статья
Тема «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем обучении учащихся с нарушениями интеллекта»
Мирный, 2014
Введение
Среди всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (сокращенно «дети с ОВЗ»), наибольшее число составляют дети с нарушениями интеллекта, которые нуждаются в специальном образовании.
Все дети, в том числе дети с ОВЗ в процессе жизни развиваются. Развитие детей с нарушениями интеллекта идет по тем же общим законам, что и развитие нормальных детей. В то же время у детей с ОВЗ имеются специфические закономерности развития. Важное место в учебном процессе коррекционной школы VIII вида занимает коррекционно-развивающая модель обучения, которая обеспечивает детей с ОВЗ комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В настоящее время в организации обучения детей с нарушениями интеллекта стал использоваться термин «жизненная компетентность» (Н.И. Малофеев), под которым подразумевается развитие потенциальных возможностей ребенка, с помощью которых он будет самостоятельно (при помощи) находить ответы в меняющемся жизненном пространстве [4].
В современном мире компьютеризация населения (Интернет) стала необходимым условием в жизни каждого человека, в том числе и детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ тоже должны быть социально адаптированы в современной жизни и тоже должны уметь пользоваться компьютерной техникой. В современных условиях жизни большое внимание уделяется приобщению детей с ОВЗ к компьютерным технологиям.
Перспективным направлением в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта является использование новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет [2]. Для детей с ОВЗ работа с компьютером является привлекательным видом деятельности. Компьютерные возможности обучения являются одним из мощных мотивов учащихся с нарушениями интеллекта к познанию окружающего мира.
Мотивация к обучению детей с нарушениями интеллекта повышается за счет расширения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций.
Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта
В настоящее время школьное образование сложно представить без внедрения информационно-компьютерных технологий, основой которых является компьютер, мультимедийные программы и устройства.
Реализация коррекционно-развивающего обучения через ИКТ повышает процесс понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала. Применяемые компьютерные программы можно разбить на 3 большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Из этих групп наиболее распространенными являются презентации.
Презентации: средства развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
Наиболее распространенным в коррекционно-развивающем обучении детей с ОВЗ является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение которого выводится на экран. Экран может быть сенсорным, который работает как часть системы, куда входит компьютер и проектор. В этом случае экран является интерактивной доской. Интерактивная доска позволяет сделать урок более интересным и наглядным.
Программное обеспечение интерактивных досок позволяет создавать различные методические материалы, с помощью которых ученики вовлекаются в учебный процесс, более активно и быстрее усваивают новую информацию. В настоящее время интерактивные доски используются повсеместно в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока.
С появлением интерактивной доски появились инструменты, которыми можно воспользоваться при подготовке к урокам и на уроках. Использование ИКТ является одним из методов обучения учащихся с нарушениями интеллекта, при применении которых используются различные специфические программные средства обучения.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида пользование современными информационно-компьютерными технологиями приобретает большое значение, и поэтому внедряются новые приемы и методы коррекционно-развивающего обучения. При этом соблюдаются основные принципы коррекционно-развивающего обучения – исправление психических и физических недостатков и формирование личности ребенка.
Для развития в целом личности ребенка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки с использованием мультимедийных технологий. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с активной работой всех анализаторов (слуха, зрения, речи, моторики) каждого ученика. Коррекционно-развивающие уроки с использованием мультимедийных технологий способствуют работе всех высших психических функций ребенка (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель на таких уроках выступает в роли организатора эффективных условий обучения, применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации, которая способствует работе всех высших психических функций – восприятия, зрительной памяти, внимания, наглядного образного мышления. Мультимедийная презентация позволяет применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую и фронтальную. Также мультимедиа ресурсы позволяют реализовать учителю основные дидактические цели урока: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную. Таким образом, коррекционно-развивающие уроки с использованием ИКТ способствуют овладению различными способами управления собственным поведением учащихся, вызывает положительные эмоции и чувства, а также повышает учебную мотивацию.
В современных условиях уже невозможно представить повседневную жизнь без мобильных телефонов, планшетов с их неограниченными возможностями, использование компьютерных терминалов оплаты. Сама жизнь выдвигает требования обучения наших учащихся с ОВЗ знаниям и умениям пользоваться этими современными достижениями компьютерной техники.
Таким образом, использование в современной жизни информационно-компьютерных технологий доступно и школьникам специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые позволяют им совершенствовать адаптационные возможности для дальнейшего социального развития.
Заключение
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта способствуют развитию познавательной деятельности, формирует пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое использование мультимедийных презентаций на уроках позволяют проводить активные формы обучения, применять специально разработанные методические приемы для исправления недостатков психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта, и в значительной степени возмещают их нарушенные функции, в результате чего происходит повышение их жизненной компетентности.
На примере открытого урока по теме «Животный мир полупустынь и пустынь» (7 класс) были реализованы принципы коррекционно-развивающего обучения с использованием мультимедийной презентации с применением интерактивной доски в программе iWBoard, что выразилось в использовании специфических упражнений и приемов работы на развитие и коррекцию высших психических функций учащихся с нарушениями интеллекта (приложение 1). На этом уроке были применены различные дидактические приемы, специальные упражнения, игры, занятия на развитие и коррекцию мыслительных операций, зрительного восприятия и произвольного внимания на основе работы на слайд-презентации. Применены разнообразные виды деятельности на уроке, которые способствуют коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушениями интеллекта, моторики, пространственной ориентировки, активизации познавательной деятельности и расширению кругозора.
В разработке открытого урока раскрыты цели, тип, структура урока, реализованы методы и приемы коррекционно-развивающего обучения с использованием слайд-презентации и межпредметной связи (приложение 2).
Список использованной литературы
1. Бизяева Н. В. Информационно - компьютерные технологии на уроке окружающего мира // Начальная школа.- 2009.- №2.- Ст. 48-50.
2. Ефимов В. Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа.- 2009.- №2.- Ст. 38-41.
3. Стрельникова Т. Д. Интерактивные технологии в учебном процессе // Справочник заместителя директора.- 2009.- №11.- Ст. 71-78.
4. Методические материалы «Теоретические основы организации коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие в условиях специальных учреждений». Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». (У М К для учителей-дефектологов). М., 2005. Ст. 9
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ