Конспект урока на тему "Родственные (однокоренные) слова"
Дата:14.09.2014
Русский язык
Урок 31
Тема урока
Родственные (однокоренные) слова
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения
находить родственные слова, выделять общую часть слова
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике
Личностные
результаты
Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение
к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Родственные (однокоренные) слова. Общая часть слова
Образовательные
ресурсы
Презентация
Ход урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1
2
3
4
I. Мотивирование к учебной
деятельности.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
Проверка готовности к уроку.
Проверяют готовность к уроку.
II.Каллиграфиче-ская минутка.
Вырабатывают каллиграфический почерк
Выполняют письмо
по образцу
III. Актуализация знаний
Повторение правила
-Отгадай слова. Какая в словах орфограмма?
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
(Жираф, лыжи, мыши, шиповник, ошибка, кувшинка,
снежинка, уши.)
Отгадывают загадки, формулируют правило-работа в парах
IV. Постановка учебной задачи
(учебник, с. 58)
- Вы кто такие?
- Я- гусь, это- гусыня, это- наши гусята. А ты кто будешь?
-А я ваша тётка- гусеница.
-Кого называют родственниками?
-Как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? Почему?
-Кого можно назвать родственниками?
-Чему будем учиться на уроке?
-Что должны узнать нового?
-Откройте учебник на с.51
-На какой вопрос должны ответить?
Формулируют тему урока вместе с учителем
V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
1. Родственные слова (упр. 77)
СЛАЙД 7
СЛАЙДЫ 7-8
-Прочитайте текст.
-Чем похожи выделенные слова?
-Назовите два признака родственных слов? (общая часть, близкое значение)
-Назовите родственные слова.
Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова
Физминутка
Осуществляют профилактику утомления
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молоды вы, ребятишки.
Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Распознание родственных слов (упр. 78)
-Прочитайте слова первой группы.
-Какие это слова?
-Почему эти слова можно назвать родственными?
Распознают родственные слова, находят в них общую часть. Определяют лексическое значение
родственных слов
2.Распознание родственных слов
СЛАЙД 13
-Послушайте текст и запомните однокоренные слова.
Лошадь-это обычное название хорошо знакомого всем домашнего животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего-навсего лошаденка. А игрушку у маленького мальчика- лошадка.
-Какие однокоренные слова услышали в тексте?
-Какой корень в словах?
VII. Рефлексия учебной деятельности
Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание
– Какое открытие сделали на уроке?
– Какой вид работы понравился больше?
– Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
______________________________________________________________________
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
______________________________________________________________________
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
______________________________________________________________________
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
______________________________________________________________________
1. Животное с длинной шеей.
2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой.
3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно.
4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающими осенью.
5. Её часто допускают дети в тетради.
6. Красивый белый водный цветок.
7. Ледяная звёздочка.
8. Ими слышит человек.
______________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ