Конспект урока по русскому языку "Сложное слово" 3 класс

Ланбина Ирина Анатольевна

МОУ СОШ №1 г. Надым ЯНАО

Учитель начальных классов


Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: Знакомство с понятием «Сложное слово»

Цели:

- познакомить учащихся с понятием, что такое «сложные слова»; установить, чем отличаются сложные слова от обычных слов;

- развивать познавательный интерес учащихся; речь, логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание;

- воспитывать интерес к языку, к слову;

Формирование УУД:

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

-уметь различать сложные слова от обычных слов;

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, парная

1. Организационный момент.

Эй, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь.

- Повернитесь ко мне, улыбнитесь мне.

- Тихо садитесь за парты.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Урок хочу начать с таких слов:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могущий и поистине волшебный русский

язык”.

- Какие красивые слова о русском языке.

- Почему русский язык называют волшебным, интересным, богатым?

- Ваши предположения.

- Будьте внимательными на уроке, может, и познакомимся интересными словами.

3. Минутка чистописания.

- С чего мы начинаем письменную работу? (с минутки чистописания)

- Какие качества нам особенно нужны на этом этапе урока? (аккуратность, старание, внимание)

- Откройте тетради, запишем красиво число, классную работу.

- Внимательно посмотрите на экран? Что видите? (набор букв)

- Определите, какую букву будем писать. Она встречается в каждой строчке.

Д К Л З Ж Я В З Е

И З А О У З Б Т Ё

Г М Н Р З С П Ф Ц
- Буква
З. Сколько раз повторяется эта буква? (5)

- Дайте характеристику букве? –

- Пропишите целую строчку.

4. Орфографическая минутка.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы их быстро все найдите,

Правильно слова спишите.

На экране слова: звизда, закречал, загатка, звезный, зимля, заец.

Один ученик работает у доски, остальные в тетради. Записать правильно слова, назвать орфограмму. Устно подобрать проверочные слова.

( Звезда – звезды, закричал – крик, загадка – гадать, звездный - звезда, земля – земли, заяц)

- Прочитаем слова хором, орфографически, что вы заметили? (Все слова начинаются на букву З)

- Что общего у этих слов? В какой части слова находится орфограмма?

- Чем отличается орфограмма безударная гласная в слове ЗАЯЦ? (Правописание этого слова нужно запомнить, слово из словаря)

5. Словарная работа.

- Назовите слова из словаря на букву З ?

- Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелок.


З Т

В К

А

Р А


- Какое слово получилось? ЗАВТРАК

- Объясните значение этого слова. (Утренний прием пищи)

- Что можете сказать про данное слово? ( два слога, первый слог ударный)

- Правописание, каких букв запоминаем? (в, а)

- Составьте устно предложения.

- А сейчас запишем предложение.

- Но сначала вы его составите из рассыпанных слов: завтрак, не заменит, хороший, хорошего, обеда.

- Записать с комментированием на доске и в тетради.

Хороший завтрак не заменит хорошего обеда.

- Объясните значение этой пословицы.

6. Физминутка.

7. Постановка проблемы.

- Посмотрите ещё раз на слова из орфографической минутки.

- Что заметили?

- Назовите однокоренные слова: звезда, звездный.

- Почему эти слова являются однокоренными?

- Выделите в них корень?

- Какие ещё знаете слова с этим корнем? (звездочка, созвездие- группа звезд)

- Скажите, будет ли однокоренными словами слова: звездопад, звездочет, звездолет?

-Объясните значение этих слов. (звездопад – явление в природе, звездочет - сказочный герой, который считал звезды, звездолет - космический корабль в фантастических фильмах)

- Запишите слово в группу слов.

- Что значит звездопад? (звезды падают)

- Сколько корней в этих словах? (два)

- А знаете ли вы ещё слова с двумя корнями? (Сенокос, паровоз, пылесос, самолет, самовар)

- Из каких слов они образовались?

8. Сообщение темы и цели урока.

- Как получаются новые слова? ( Путем соединения (сложения) двух корней)

- Как бы их вы назвали? (предложения детей)

- Чем будем заниматься на уроке?

- Кто назовет тему сегодняшнего урока? Сложные слова.

9. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Пришло время поработать по учебнику.

- На с. 88 найдите упр.124. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

- Списать слова, выделить корни, рассказать, как образовались эти слова.

(Садовод- разводит сад, пароход- судно, работающий на пару, волнорез- построение на берегу для резание волн, носорог- животное с рогом на носу, седобородый – человек с седой бородой)

2. Работа с определением.

- Над какими словами поработали? Как они называются?

- Прочитайте правило на с.89.

3. Первичное закрепление. Работа по вариантам.

Для первого варианта игровое задание «Составь слово»

Посмотрите на экран. Из данных пар слов образуйте сложные слова.

ловить, рыба –

варить кашу –

пыль, сосать -

лед, колоть-

сам, варит-

Для второго варианта игровое задание « Найди слово»

- Из данных слов на экране, назовите только сложные слова, как они образовались.

Пчелиный, пчеловод, лесник, лесоруб, самолет, подводный, водопад, снежный, снегоход.

Физминутка.

10. Включение нового знания в систему знаний.

Работа в парах. Игровое задание «Допиши сложные слова»

- А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете свой край. Дан текст. Ваша задача дописать сложные слова.

Мы живем на Ямале. Край болотистый. По трудно... местам могут пройти только везде…. На далекие расстояния вахтовиков доставляют верто…. Ямал, богатый нефтью и газом, покрыт сетью нефте… и газо…. Мы горды за свою малую родину.


Мы живем на Ямале. Край болотистый. По труднопроходимым местам могут пройти только вездеходы. На далекие расстояния вахтовиков доставляют вертолеты. Ямал, богатый нефтью и газом, покрыт сетью нефтепроводов и газопроводов . Мы горды за свою малую родину.

Чтение текста.

11. Подведение итогов работы.

- Чем занимались сегодня на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Убедились, что русский язык может быть волшебным, богатым?

- Что больше всего вам запомнилось, понравилось?

Продолжим работу со сложными словами на следующем уроке.

Выставление оценок

Релаксация

- С каким настроением вы закончили урок, отобразите на карточках, которые я вам раздала.

(ученики подрисовывают рот клоуну и показывают гостям)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ