Конспект урока по русскому языку "Суффикс как часть слова" 2 класс
2 класс Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: «Суффикс как часть слова»
(Урок 47 в учебнике)
Учитель: Завешинова А.М.
Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Задача урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Цели урока:
Обучающие: особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, иллюстрации некоторых упражнений, технологии оценивания.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие
Задание для групп: Выделить окончание и корень в предложенных словах.
Предложить вывесить результаты работы групп на доске для обсуждения.
-Что можно сказать об этих словах?
-Что заметили?
Как выделить корень в слове?
Как выделить окончание в слове?
Взаимное приветствие
Дети делятся на группы. Им даётся задание на листах со словами: дом - дома- домик – домище –домашний.
Защита работы группы.
Ответы учащихся:
- Однокоренные (родственные).
- Появилась новая часть слова.
- После корня, перед окончанием.
(Возможны правильные ответы)
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.
3. Подведение к теме. Выявление проблемной ситуации.
Работа в парах
Работа с рубрикой «Обсудим вместе»
-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На интерактивной доске появляются слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
-Назовите 2 различия между словами школа и школьник.
- выделим известные нам части слов в обоих словах?
- какие возникли трудности?
- школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные (родственные), т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.
Различия в составе и оттенке значения.
Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник - (нулевое).
Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества
4. Выявление
причины затруднения
и постановка
цели деятельности.
- Почему вы её никак не обозначили?
- Как вы думаете, сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и его значения?
Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Дети соглашаются.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
5. Нахождение способа выхода из затруднения. Введение темы урока.
(работа с учебником с. 107 упр.1)
Работа с учебником
- Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения - Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
- Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».
- Как называется новая для нас часть слова?
Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)
- Она находится между корнем и окончанием.
- На уроке узнаем, как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова
-Суффикс
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Первичное закрепление. Работа с учебником.
(Возможно использование иллюстрации к упр. 2 на стр. 108 учебника)
- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике.
Допишите ряды слов.
- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.
- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
- Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:
- какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва? Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?
Фронтально письменно в раб. тетради, с подробным комментированием. Дети с быстрым темпом могут продолжать работать самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.
- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Физминутка
5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.
- Разделитесь на группы (по 5-6 человек). На листе бумаги с помощью условных знаков покажите порядок нахождения суффиксов.
Работа в группах, (группам раздаются листы и карточки с условными обозначениями известных частей слова). Обсуждение алгоритма нахождения в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
6. Закрепление.
Дифференцированная работа, работа в парах с упр.3 с.108 (материал упражнения выводится на интерактивную доску)
- Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.
- Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-?
Ученики выходят к доске, находят подходящее по смыслу слово из списка слов, образованных с помощью новых суффиксов, и переносят в нужное место в предложении. Оставшиеся 4 слова составляют самостоятельно.
Самостоятельная работа.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.
Заполнение таблицы «Суффиксы и их значение»
- Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. - Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. - Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.
- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах.
- Как вы думаете, какое из этих упражнений сложное?
- Ребята, выберите сами то упражнение, уровень сложности которого, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.
Рассматривают упражнения, изучают задание (в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом).
Упр. 5 отмечено в учебнике «гирькой» - «трудное задание». Это упражнение выполнить сложнее.
Регулятивные: контроль, коррекция;
Личностные: самоопределение.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока.
2-3 мин.
- Чем понравился урок?
- Что нового узнали?
- Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?
Выставление и аргументация отметок за урок
Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Правильность и аккуратность
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ