Урок для 2 класса по теме: "Безударная гласная в корне слова"
«Урок русского языка»
2 класс
Учитель начальных классов Сарнецкая Людмила Михайловна
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»,
Электронный адрес:[email protected]
Раздел программы
Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»;
Тема: Безударная гласная в корне слова.
Цели:
1. Формировать умения подбирать проверочные слова;
2. Развивать мыслительные процессы и познавательную активность.
3. Воспитывать интерес к языку, чувства культуры интеллектуального труда.
Задачи:
1. Обучающие:
Формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.
Совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.
2. Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
Развивать умение осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.
3. Воспитывающие:
Воспитание любви к природе.
Формирование элементов экологической культуры.
Тип урока: Интегрированный русского языка и окружающего мира
проектной деятельности;
практической работы.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер.
опорный конспект;
обучающая презентация;
индивидуальные карточки с текстом,
словарные слова – погода, оттепель, иней, изморозь,
словари С. И. Ожегова.
карточки настроения «лица настроения»
Список литературы и интернет-ресурсов:
Учебник по русскому языку для 2 класса, автор С.В.Иванов
Рабочие тетради по русскому языку, автор М.И.Кузнецова.
Структура урока:
Подготовительная работа. Постановка учебной задачи
Словарно-орфографическая работа.
Лексическая работа.
Физминутка.
Работа с текстом.
Выборочное письмо
Письмо по памяти.
Подбор однокоренных слов.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
Организация класса.
Добрый день, ребята. Какое у вас настроение? (карточки настроения – «лица настроения») Поделитесь своим настроением друг с другом и с гостями. Мне бы хотелось чтобы к концу урока улыбок стало ещё больше. Желаю вам интересного урока. Но прежде чем мы начнем урок, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?» У меня есть волшебная шкатулка, каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире. Но этот секрет мы раскроем в конце урока, а пока запишем дату, классная работа.
2. Тема урока.
2Слайд: Д.ревья, к.рмушка, з.мовать, скр.пач, сн.жинка.
Прочитаем слова. На какую орфограмму эти слова? (Безударная гласная в корне слова)
- Какое знаете правило о проверке слов с безударной гласной?
(Если гласная в сомнении, ты ее немедленно ставь под ударение.)
Какие способы проверки вам известны? (изменить форму слова, подобрать родственное слово)
В какой части слова находятся пропущенные гласные? (в корне)
-Давайте подберём проверочные слова, вставим пропущенные гласные и назовем корень слова.
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? ( Правописание слов с безударной гласной в корне слова.)
Ваша задача – уметь подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.
3. Словарно-орфографическая работа.
-Сейчас хочу познакомить вас с новым словарным словом -погода Прочитаем его хором. На какую гласную падает ударение? Какую гласную нужно запомнить?
- Какое лексическое значение имеет слово погода (работа со словарями).
3Слайд: (Состояние атмосферы в данном месте, в данное время, т. е. температура воздуха, дождь, ветер, снег).
- Подобрать однокоренные слова (погодный, погодка). Какой корень в этих словах?
- Какие пословицы, фразеологизмы приготовили дома о погоде?
У природы нет плохой погоды.
После дождичка в четверг.
Ждать у моря погоды.
Ударила погодка – началась молотьба.
Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.
На тучу будет и погода.
Весна да осень – на дню погод восемь.
4Слайд: Пословица- Весна да осень – на дню погод восемь.
- Объясните смысл пословицы, запишите, объясните орфограммы. В каких словах встретилась орфограмма на проверяемую безударную гласную? В каком слове встретилась непроверяемая гласная?
-Ребята, а какие вы еще знаете слова, которые имеют отношение к погоде?
5Слайд: Слова – ветер, облако, мороз, роса. (хором)
- Что обозначают эти слова? (явления природы)
- Запишите эти слова и выделите орфограммы там, где они есть. (с комментированием)
- Как вы думаете, какое слово лишнее? (роса) Почему?
5. Лексическая работа.
- Какие еще явления природы знаете?
6Слайд:- Что такое оттепель? Мы узнаем что такое оттепель, но сначала нужно немного потрудиться. Вставив в слова правильную букву, вы ответите верно на этот вопрос.
П. . тно, пл.сать, выпр. мил, м.сной.
Слайд: Я – временное повышение температуры воздуха зимой или ранней весной.
И – временное повышение температуры воздуха летом или ранней осенью.
- Записать слово оттепель. Подберите родственные слова (тепло, тепленький, теплеет)
- Какой корень в этих словах?
- Что такое иней? (индивидуальная работа по словарю).
7Слайд Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах.
Рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветках деревьев, проводах, называются изморозью.
- Запишите слова иней, изморозь. А можно ли безударные гласные в этих словах проверить? (нет) Почему? (это словарные слова, их нужно запомнить)
- Эта загадка относится, к какому явлению природы?
8Слайд - Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела, стала улица бела. (Метель).
9Слайд - По каким признакам догадались?
- Назовите слова с безударной гласной проверяемой ударением. Докажите.
6. Физминутка.
Я называю слова, если в слове безударная гласная е, вы хлопаете в ладоши, если другая гласная, то приседаете (вода, следы, шаги, солить, число, село, звонил, речной, земля, трава, сосна).
7. Работа с текстом.
Итак, с какими природными явлениями мы познакомились? (оттепель, иней, изморозь, метель)
- Все эти явления природы обобщает слово погода. У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать – поется в песне.
-У вас есть тексты под названием «Зима» Прочитаем их.
Пришла зима. Побелели поля и луга. В лесу на снегу зверюшки и птицы оставили цепочки следов. Пушистый снег лежит на ветвях. Дорожки в саду покрылись белым ковром. На реке толстый лёд. Он блестит, как стекло.
- Какие перемены в природе с приходом зимы здесь описываются?
8. Выборочное письмо.
- В этом тексте найдите и подчеркните слова с безударными гласными в корне слова проверяемые ударением. Проверка.
9. Письмо по памяти.
- Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях изморозь или иней? (Заснеженный)
10 Слайд - Волк в заснеженном л. . . су встретил рыжую л. . . су. (читает один ученик)
Что заметили в словах с пропущенными буквами?
(Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение). Доказывают написание слов.
11Слайд - Такие слова называются ОМОФОНЫ. Греческий корень фон- обозначает звук, он есть в словах телефон, домофон, магнитофон и др.
- Это предложение вы будете записывать по памяти. Поэтому прочитаем его еще раз.(хором, по одному, с закрытыми глазами) Запишите предложение по памяти. Взаимопроверка тетрадей.
10. Подбор однокоренных слов.
12 Слайд
- Подобрать однокоренные слова к слову заснеженный, записать, выделить корень.
(Снег, снежинка, снежок, снеговик, снегурочка.)
- Составить рассказ об одном явлении природы.
11. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? Какие способы проверки мы использовали?
- Слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение называются. . . .
С каким настроением вы заканчиваете урок ( карточки настроения) Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя)
Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
12. Домашнее задание.
- Составить рассказ об одном явлении природы.
Список использованной литературы:
1.Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс. Ч.2. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
2.Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. - М.: ЭКСМО, 2012.
3.С. И. Ожегов, Толковый словарь.Издательство "Азъ", 1992
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ