Урок для 2 класса по теме: "Безударная гласная в корне слова"

«Урок русского языка»

2 класс

Учитель начальных классов Сарнецкая Людмила Михайловна

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26»,

Электронный адрес:[email protected]


Раздел программы

  • Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»;

Тема: Безударная гласная в корне слова.

Цели:

1. Формировать умения подбирать проверочные слова;

2. Развивать мыслительные процессы и познавательную активность.

3. Воспитывать интерес к языку, чувства культуры интеллектуального труда.

Задачи:

1. Обучающие:

Формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова.

Совершенствование алгоритма правописания слов с безударными гласными.

2. Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Развивать умение осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение.

3. Воспитывающие:

Воспитание любви к природе.

Формирование элементов экологической культуры.

Тип урока: Интегрированный русского языка и окружающего мира

  • проектной деятельности;

  • практической работы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер.

  • опорный конспект;

  • обучающая презентация;

  • индивидуальные карточки с текстом,

  • словарные слова – погода, оттепель, иней, изморозь,

  • словари С. И. Ожегова.

  • карточки настроения «лица настроения»

Список литературы и интернет-ресурсов:

    • Учебник по русскому языку для 2 класса, автор С.В.Иванов

    • Рабочие тетради по русскому языку, автор М.И.Кузнецова.




Структура урока:

  • Подготовительная работа. Постановка учебной задачи

  • Словарно-орфографическая работа.

  • Лексическая работа.

  • Физминутка.

  • Работа с текстом.

  • Выборочное письмо

  • Письмо по памяти.

  • Подбор однокоренных слов.

  • Итог урока. Рефлексия.


Ход урока

  1. Организация класса.

Добрый день, ребята. Какое у вас настроение? (карточки настроения – «лица настроения») Поделитесь своим настроением друг с другом и с гостями. Мне бы хотелось чтобы к концу урока улыбок стало ещё больше. Желаю вам интересного урока. Но прежде чем мы начнем урок, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?» У меня есть волшебная шкатулка, каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а может быть, и в мире. Но этот секрет мы раскроем в конце урока, а пока запишем дату, классная работа.

2. Тема урока.

2Слайд: Д.ревья, к.рмушка, з.мовать, скр.пач, сн.жинка.

Прочитаем слова. На какую орфограмму эти слова? (Безударная гласная в корне слова)

- Какое знаете правило о проверке слов с безударной гласной?

(Если гласная в сомнении, ты ее немедленно ставь под ударение.)

Какие способы проверки вам известны? (изменить форму слова, подобрать родственное слово)

В какой части слова находятся пропущенные гласные? (в корне)

-Давайте подберём проверочные слова, вставим пропущенные гласные и назовем корень слова.

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? ( Правописание слов с безударной гласной в корне слова.)

Ваша задача – уметь подбирать проверочные слова с безударными гласными в корне.

3. Словарно-орфографическая работа.

-Сейчас хочу познакомить вас с новым словарным словом -погода Прочитаем его хором. На какую гласную падает ударение? Какую гласную нужно запомнить?

- Какое лексическое значение имеет слово погода (работа со словарями).

3Слайд: (Состояние атмосферы в данном месте, в данное время, т. е. температура воздуха, дождь, ветер, снег).

- Подобрать однокоренные слова (погодный, погодка). Какой корень в этих словах?

- Какие пословицы, фразеологизмы приготовили дома о погоде?

  1. У природы нет плохой погоды.

  2. После дождичка в четверг.

  3. Ждать у моря погоды.

  4. Ударила погодка – началась молотьба.

  5. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

  6. На тучу будет и погода.

  7. Весна да осень – на дню погод восемь.

4Слайд: Пословица- Весна да осень – на дню погод восемь.

- Объясните смысл пословицы, запишите, объясните орфограммы. В каких словах встретилась орфограмма на проверяемую безударную гласную? В каком слове встретилась непроверяемая гласная?

-Ребята, а какие вы еще знаете слова, которые имеют отношение к погоде?

5Слайд: Слова – ветер, облако, мороз, роса. (хором)

- Что обозначают эти слова? (явления природы)

- Запишите эти слова и выделите орфограммы там, где они есть. (с комментированием)

- Как вы думаете, какое слово лишнее? (роса) Почему?

5. Лексическая работа.

- Какие еще явления природы знаете?

6Слайд:- Что такое оттепель? Мы узнаем что такое оттепель, но сначала нужно немного потрудиться. Вставив в слова правильную букву, вы ответите верно на этот вопрос.

П. . тно, пл.сать, выпр. мил, м.сной.

Слайд: Я – временное повышение температуры воздуха зимой или ранней весной.

И – временное повышение температуры воздуха летом или ранней осенью.

- Записать слово оттепель. Подберите родственные слова (тепло, тепленький, теплеет)

- Какой корень в этих словах?

- Что такое иней? (индивидуальная работа по словарю).

7Слайд Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах.

Рыхлые снегообразные кристаллы льда, нарастающие на ветках деревьев, проводах, называются изморозью.

- Запишите слова иней, изморозь. А можно ли безударные гласные в этих словах проверить? (нет) Почему? (это словарные слова, их нужно запомнить)

- Эта загадка относится, к какому явлению природы?

8Слайд - Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела, стала улица бела. (Метель).

9Слайд - По каким признакам догадались?

- Назовите слова с безударной гласной проверяемой ударением. Докажите.

6. Физминутка.

Я называю слова, если в слове безударная гласная е, вы хлопаете в ладоши, если другая гласная, то приседаете (вода, следы, шаги, солить, число, село, звонил, речной, земля, трава, сосна).

7. Работа с текстом.

Итак, с какими природными явлениями мы познакомились? (оттепель, иней, изморозь, метель)

- Все эти явления природы обобщает слово погода. У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать – поется в песне.

-У вас есть тексты под названием «Зима» Прочитаем их.

Пришла зима. Побелели поля и луга. В лесу на снегу зверюшки и птицы оставили цепочки следов. Пушистый снег лежит на ветвях. Дорожки в саду покрылись белым ковром. На реке толстый лёд. Он блестит, как стекло.

- Какие перемены в природе с приходом зимы здесь описываются?

8. Выборочное письмо.

- В этом тексте найдите и подчеркните слова с безударными гласными в корне слова проверяемые ударением. Проверка.

9. Письмо по памяти.

- Как можно назвать лес, в котором на земле лежит снег, на деревьях изморозь или иней? (Заснеженный)

10 Слайд - Волк в заснеженном л. . . су встретил рыжую л. . . су. (читает один ученик)

Что заметили в словах с пропущенными буквами?

(Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение). Доказывают написание слов.

11Слайд - Такие слова называются ОМОФОНЫ. Греческий корень фон- обозначает звук, он есть в словах телефон, домофон, магнитофон и др.

- Это предложение вы будете записывать по памяти. Поэтому прочитаем его еще раз.(хором, по одному, с закрытыми глазами) Запишите предложение по памяти. Взаимопроверка тетрадей.

10. Подбор однокоренных слов.

12 Слайд

- Подобрать однокоренные слова к слову заснеженный, записать, выделить корень.

(Снег, снежинка, снежок, снеговик, снегурочка.)

- Составить рассказ об одном явлении природы.

11. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? Какие способы проверки мы использовали?

- Слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение называются. . . .

С каким настроением вы заканчиваете урок ( карточки настроения) Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя)

Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

12. Домашнее задание.

- Составить рассказ об одном явлении природы.



Список использованной литературы:

1.Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс. Ч.2. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.

2.Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. - М.: ЭКСМО, 2012.

3.С. И. Ожегов, Толковый словарь.Издательство "Азъ", 1992

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ