Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Однородные члены предложения-закрепление»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4 с татарским языком обучения» города Казани Республики Татарстан







Конспект урока по русскому языку в 4 классе

«Однородные члены предложения-закрепление»













подготовила

учитель начальных классов

Ватанина Дания Мухаметдиновна





Г.Казань

2014

Урок русского языка в 4 А классе .

Тема. Однородные члены предложения. Закрепление.

Цель урока: Создать условия для закрепления детьми понятия однородных членов предложения, их особенностей. Научить находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания.

Развить устную и письменную речь, познавательный кругозор, коммуникабельность. Научить применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Воспитывать уважение к матери, к Родине, к одноклассникам.

Задачи урока:

1. Совершенствование знаний об особенностях однородных членов предложения:

-одинаковой синтаксической роли в предложении;

-зависимости от одного и того же слова.

2. Совершенствование навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий, формирование учебной самостоятельности, развитие устной и письменной речи.

3. Воспитание самостоятельности, активности, взаимоуважения.

Организационный момент. (Психологическая подготовка к успешной работе, вызвать уверенность в себе.)

Раздать шаблон звёздочки. В середине написано : Я самый (самая). Напишите на лучиках звезды 5свои самые лучшие качества. Обменяйтесь друг с другом, можете добавить себе 1 качество от друга. А теперь прочитайте.

Прочитайте загадку.

С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают. Снежинка

Чистописание. Запишите число, классная работа и загадку. Слайд №2

-найдите грамматическую основу, подчеркните. Что вы заметили?

(4 сказуемых при одном подлежащем.)

-как называются такие сказуемые? (однородные. В этом предложении однородными являются главные члены предложения.) Объясните постановку запятых. А как вы думаете, можно ли обойтись без однородных членов? (Ответы детей.)

Какая тема нашего урока сегодня? (Однородные члены предложения.)Слайд №3

Постановка задачи урока. Сегодня на уроке мы продолжим работу по определению однородных членов предложения и закрепим умение ставить запятые.

Работа по теме.

1.О зиме очень много пословиц и поговорок. Кто знает? (Если знают, говорят, если не знают, говорит учитель.)

Слайд №4

Много снега - много хлеба.

Зимой солнце светит, но не греет.

Декабрь - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Вьюги и метели в феврале налетели.

- найди пословицу, где есть однородные члены.


2.Ребята, кому нравится (не нравится) это время года и почему?(Высказывания)

3.Учитель. Каждый человек по-своему ощущает это время года.

Своё восприятие вот как изобразил Пётр Ильич Чайковский. Слайд №5

Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. (Слушание музыки «Времена года». Декабрь.(Кто узнал эту мелодию?)


4.Прочитайте отрывок из стихотворения. Слайд №6

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

-чьи эти строки? (А.С.Пушкин)

-как вы думаете, ему нравилась зима?

-какое слово вам непонятно? Что за слово «тройка?»(Высказывания детей.) Учитель. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, машин ведь было мало.

Слайд №7 Послушайте, как они звучали.  


5. Слайд №8. Художник Борис Михайлович Кустодиев вот как изобразил свои впечатления. Ему нравился зимний период? Какой праздник изображён на картине?(Предположения детей.)

Учитель. Масленица – 7- ми дневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны. Этот праздник включал в себя быструю езду на лошадях, катание с гор на санях, качание на качелях, кулачные бои, сжигание соломенного чучела. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем. Пекли блины.


6.Решение учебной задачи.

- Для продолжения урока нам необходимо вспомнить основные признаки и правила однородных членов предложения. Раздать вопросы каждой команде. Раунд Робин (4 человека.) 3 мин.

(Дети делятся мнениями, потом высказывают ответы. Начинает ученик под номером 1).

1).Какие члены предложения могут быть однородными? (И главные, и второстепенные члены предложений.)

2). Что мы называем однородными членами предложения?

тносятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.)

3). Как связаны между собой однородные члены предложения? (интонацией перечисления или союзами и, а, но, да.)

4). Как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения? (Запятая не ставится, когда однородные члены предложения соединены союзом и, да; ставится, если есть союзы а, но.)

7.Физминутка.



8. Слайд № 9 Схематическое обозначение на доске при помощи условных знаков

Релли Робин. Работа с партнёром по плечу. Слайд №10.


- Спишите предложения, найдите и подчеркните однородные члены в них.

- Обсудите в парах, как необходимо расставить знаки препинания в этих предложениях?

Задание 1 столу.

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой… С.Есенин (написать без запятых)

Однородные сказуемые при подлежащем снег.

Задание 2 столу.

Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы… Е.Баратынский.

Однородные дополнения, относятся к сказуемому покрыл, отвечают на один и тот же вопрос что?

Задание 3 столу.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые… С.Есенин.

Однородные определения, относятся к подлежащему пташки, отвечают на один и тот же вопрос какие?

Задание 4 столу.

Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру! Н.Рубцов

Однородные обстоятельства, относятся к сказуемому не любит, отвечают на один и тот же вопрос где?

Проверка.(Кликать на предложения на слайде №10.)


9. Round Robin –по часовой стрелке.

Работа на листочках.

На листочках каждому столу своё словосочетание. Надо добавить однородные члены предложения.

1.Солнце осветило (поля, леса, луга и крыши домов.)

2.На ёлке зажглись (красные, зелёные, синие, жёлтые огоньки)

3.Ветер-ветер-ветерок

К нам зашёл на огонёк, (посидел, попил чайку и куда-то улетел.)

4.Виднеются издалека (маслята, грузди, сыроежки.)

5.Он побывал (в деревне, в Москве, в Крыму, на море,)

10. Работа у доски.

1.Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
2.Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло. А.Твардовский

-найти однородные члены предложения.

1.Однородные обстоятельства, относятся к сказуемому села, отвечают на один и тот же вопрос как?

2. Однородные определения, относятся к подлежащему снег, отвечают на один и тот же вопрос какой?

11. Итоговое обобщение. Слайд №11,12,13

Mix Pair Shareзвучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с кем хотите. Затем я задам вопрос и дам 5 секунд на размышление.


1)однородные члены предложения это-(отвечает тот, у кого глаза темнее)


2)звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету, находят себе другую пару.

На какой вопрос отвечают однородные члены предложения, как произносятся?

(5 секунд)(отвечает тот, у кого волосы длиннее)


3) звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету,

находят себе другую пару.

Запятая ставится -(отвечает тот, кто выше ростом.)

4) ) звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету,

находят себе другую пару. Ребята, мы знаем признаки однородных членов предложения. Что мы умеем?(15 секунд)Отвечает тот, кто слева от меня.


  1. Находить в тексте однородные члены предложения

2.Правильно расставлять знаки препинания.

3.Определять их синтаксическую роль

4.Составлять схемы предложений с однородными членами

Проверка слайд №12.


12. Игра- эстафета «Соедини предложение и схему».

1 стол.

1.Любит кошка рыбку…в воду лезть не хочет. О, но О

2.Надо,надо умываться по утрам…вечерам. О, а О

3.Держи голову в холоде…ноги в тепле. О и О

4.Ребята слышали стук …дверь открыть побоялись. О, а О


2 стол.

5.Не красна изба углами…красна пирогами. О, да О

6.Ночью ветер злится…стучит в окно. О, но О

7.В гостях хорошо…дома лучше. О, а О

8.Зимой солнце светит…не греет. О, а О

3 стол.

9.Мы хотели пойти на речку…раздумали. О, а О

10.Слышал звон …не знает где он. О, да О

11. За морем светло… у нас светлее. . О, но О

12. Много стран прошел … добро лишь на родине нашел. О, а О


4 стол.

13. Дитя хоть и криво … отцу с матерью диво . О и О

14. Друг научит … недруг проучит. . О, а О

15. Царь … нищий всегда без друзей.. и О, и О

16. Доброе дело питает … разум … тело. О, а О


13. Оценивание работы детей. (Ученики каждого стола выбирает ученика и оценивают, объясняя своё решение.)

14. Домашнее задание. Выбери задание :

1. Раздать листочки с предложениями. Расставь запятые, найди однородные члены предложения. Слайд №14.

Ты всегда будешь помнить мамины глаза, руки, голос. Она научила тебя ходить, говорить, радоваться жизни. В трудные, сложные моменты ждёшь поддержку матери. Всё, чему ты научился, началось с мамы.

И любовь к Родине начинается с любви к маме!


2. Найти 6 предложений с однородными членами предложения из художественных книг.

3. Придумай сам (сама) 4 предложения с однородными членами.

4. Работа в рабочих тетрадях. Стр.39 №12.








Список использованной литературы


  1. .Желтовская Л.Я. Русский язык.4 класс: учеб. для четырёхлетней нач. шк. : в 2 ч. – М.: АСТ «Астрель», 2008г УМК Планета знаний.

  2. Русский язык. Правила и упражнения. О.В.Узорова «Астрель», 2009г




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Пословицы и поговорки- http://ped-kopilka.ru/

3. http://allmuz.org/ звук бубенца

2.Отрывки из стихотворений http://www.vampodarok.com/stihi.php?cat=1007

4. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=336908744-52-72&n=21 тройка


5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.r Времена года. П.И.Чайковский


6.© Няня.ru стихи, загадки.


7. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru пословицы и поговорки.


8. http://doseng.org/uploads/posts/2008-09/1220819391_1.jpg картина Кустодиева


10. http://traditio-ru.org/images/thumb/6/68/Maslenica_Sozhenie.jpg/200px-Maslenica_Sozhenie.jpg

сожжение чучела

11.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/905/79905928_1320892053_47217592251m750x740.jpg

картина зимы

9. http://img-fotki.yandex.ru/get/5501/79855262.272/0_79cde_46279f08_XL.jpg

картина «Тройка»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ