Урок по русскому языку в 3 классе «Определение имени прилагательного»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47» г. Чебоксары










Урок по русскому языку в 3 классе «Определение имени прилагательного»

(Программа «Школа 2100»)




Разработала учитель начальных классов

Григорьева Эльвира Геннадьевна

Высшей квалификационной категории











Чебоксары, 2014

Тема: Определение имени прилагательного.


Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Форма – урока: Урок – исследование.

Виды деятельности: фронтальная, групповая.


Цель:

Сформировать представление о признаках имен прилагательных опираясь на имеющиеся в личном опыте ребенка способы действий с объектами

Задачи:

- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;

- выявить особенности изменения имен прилагательных;

-распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость;

- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: уметь выделять существенные признаки имён прилагательных

Формируемые УУД:

Познавательные

1. Развиваем умения классифицировать по признакам.

Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других.

Оборудование:

презентация в виде слайдов; компьютер, проектор, экран; предметные картинки (иголка с ниткой); задание на карточках для работы в парах;

задание на карточках для самостоятельной работы; кружки с изображением лица для рефлексии;

- учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2012




Ход урока:

этап урока

время

деятельность учителя

деятельность учащихся

слайд

организационный момент

2 мин

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

- Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

-Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу словарь.

Настрой на урок






Это люди, которые, что - либо изучают, исследуют


слайд 1

ситуация успеха

2 мин

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

Конь…, хвост…

- Почему вы ее не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде- стальной, льняной)

Конь стальной, хвост льняной.

- Что это? - Какие слова помогли отгадать загадку?

-Почему эти слова помогли отгадать загадку?


Записывают число, классная работа.








Иголка и нитка. Стальной, льняной

Потому что они указывают на признаки

2-й слайд


Формулирование темы и цели урока.

3мин

Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Давайте определим задачи нашего урока.


Имя прилагательное



Определение имени прилагательного

-определить особенности имени прилагательного как части речи;

-установить , как они изменяются.

слайд 3

Ситуация разрыва

2 мин

Заполните мне пожалуйста, данную схему.

- Тогда мы приступаем к исследованию нашей темы.

Все ваши результаты исследования мы будем заносить в кластер.

На доске схема, она постепенно будет заполняться вами по ходу урока.

Мы не можем, т.к. не знаем, что там писать

слайд 4

Фиксация места разрыва в знаково-символической форме

26мин

О каких предметах идет речь?

Фронтальная работа


- Какой вывод мы можем сделать ?




Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов.(Ответы зафиксированы в виде картинок . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

- этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым

- по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на ….

- с этим предметом ходят в лес

- ребёнок, который учится в школе

- он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым

- этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый

- верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее

Проверьте, правильно ли вы написали.

Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.

- Какое слово лишнее, почему?

-Что объединяет эти слова?



- А почему имена существительные получили такое название?

- А что означает слово прилагательное?

- К чему оно прилагается?

Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

-фронтальная проверка – чтение орфографическое.

Какой вы можете сделать вывод?



Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308

(на доске дополняется схема – связь с именем существительным)

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

- Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.

-Какой вывод можете сделать?

Наблюдение над изменением имени прилагательного.


-Вспомните, какие признаки имеют имена существительные?



- Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?

Работа в парах. (задание дано на карточках)

Исправьте ошибки

Зелёный карандаш

Зеленый тетрадь

Зеленый яблоко

- Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

Какой вывод вы можете сделать?


А теперь поработайте в группах. Перед вами карточки с заданием.

Измените, словосочетания так, чтобы они обозначали большее количество предметов.

З…лён…… ябл…ко -

Пр…стой к…р…ндаш –

Школьная т…тра…ь –

Давайте проверим выполненную работу.


Какой можно сделать вывод?

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня










Данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета


Учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик


сапоги


улица

корзина

ученик


стакан

лимон


пальто

(взаимопроверка)



Разные варианты

Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)

Потому что они обозначают все то, что существует

Предположения детей

Гипотезы



Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.


Действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.








Учащиеся читают текст


Ребята высказывают свои версии. Не может быть признака без предмета



Имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?







постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам


предположения



Ученики исправляют ошибки





взаимопроверка

Имена прилагательные изменяются по родам.






Работая в группах, изменяют слова и вставляют пропущенные буквы.




Объясняют выполненную работу


Имена прилагательные изменяются по числам

слайд 5











слайд 6




слайд 7


























слайд 8



слайд 9












слайд 10




слайд 11















слайд 12






слайд 13







слайд 14








слайд 15

Формулирование учебной задачи учащимися и учителем






























Рефлексия



Домашняя работа

7 мин

































3 мин


Обобщите все, что мы сегодня исследовали.




- Сравните с именем существительным






-Давайте проверим наши выводы по учебнику с.77


Давайте составим карту страны «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»


Защита проектов.

Оценка работы в группах






- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

-А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

-Заполните рефлексивный лист



Упражнение 2 или упражнение 1 страница 98-99. Выучить определение стр.77.



1 ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо


Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам


читают определение в учебнике







Дети подписывают все, что запомнили по имени прилагательному.






Защита проектов.

Оценка работы в группах


Ответы детей



заполнение рефлексивного листа.

















слайд 16










слайд 17









слайд 18




слайд 19









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ