Конспект урока по русскому языку "ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»" 1 класс

Бугаёва Наталья Владимировна

МБОУ Богородицкая СОШ № 20

Учитель начальных классов

Конспект урока. 1 класс.

2013г.









ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»

Цели: учить проводить звуковой анализ слов, составлять рассказ по сюжетным картинкам, развивать речь; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Без расчески причесался и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался и запел на все лады.

Кто же это? (Кот.)

Кошки – главные герои нашего урока.

У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы детей о своих питомцах.)

II. Введение в тему урока.

Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово – то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

III. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».

Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».

«Прочитайте» слово, выделяя первый звук.

Произнесите только первый звук.

Обозначьте звук к’ фишкой желтого цвета.

«Прочитайте» слово, выделяя второй звук.

Произнесите только второй звук.

Обозначьте звук и фишкой желтого цвета.

«Прочитайте» слово, выделяя третий звук.

Произнесите только третий звук.

Обозначьте звук т фишкой желтого цвета.

На доске – иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».

Ловит КИТ мышей на суше.

КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!» –

Он охотно спрыгнет вниз.

На доске – иллюстрация с изображением кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)

КОТ на море бьет баклуши!

Добрый КОТ ни с кем не дрался,

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину…

2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.

«Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)

Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)

Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. (Звуки кк’.)

Назовите вторые звуки. (Звуки ио.)

Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы детей.)

Прилетели из столицы:

Доктора,

Профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними 70 студентов,

35 корреспондентов,

2 редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год –

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов

Решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка,

Опечатка:

Кто-то,

Против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил “КИТ” на “КОТ”,

КОТ” на “КИТ”, наоборот!»

Ну и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

Кот на кухне мирно спит…

Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.

3. Выставка книг.

Учитель знакомит детей с выставкой книг: «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.

4. Работа по учебнику.

Герои произведений приготовили для вас задания.

Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.)

«Прочитайте» по схеме слово. (Кот.)

Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.)

Как еще можно сказать? Не кот, а… (кошка).

Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.)

Кто догадался, что же это за слово? (Котенок.)

Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.

5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

Этот серый котенок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».

1. Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»).

2. Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (все в порядке, она безобидна и дружелюбна).

3. Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому-либо поводу»).

4. Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись»).

5. Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена).

6. Любящая кошка непременно… (потрется о ваши ноги).

7. Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана).

6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Определите, чем задание на этой странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь – последний звук.)

Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? (Звуки кт .)

Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук т. (Бегемот, бант, кот.)

Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме.

От каких картинок проведены линии?

Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук к. (Молоток, ящик, чайник.)

Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме.

От каких картинок проведены линии?

7. Различение звуков кт.

Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква.

Произнесите эти же слова, выделяя звук т.

Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак.

Произнесите эти слова, выделяя звук к.

8. Составление звуковой цепочки слов.

Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.)

Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук н.)

Найдите картинку, название которой начинается со звука н.

Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.

Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.)

Игра «Кто сказал “мяу”?»

Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать.

Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.

9. Работа с предложением.

Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)

Из чего состоят предложения? (Из слов.)

Составьте схему этого предложения.

10. Работа по учебнику.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.

Придумайте и расскажите, что было дальше.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.

А С. Маршак придумал так…

Учитель читает продолжение стихотворения.

Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания детей.)

Кошка первой входит в дом и живет подолгу в нем.

То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…

В. Приходько

Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!

Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.

А вообще, кошка – очень преданное животное.

IV. Итог урока.

Какое «чудо» сегодня произошло?

Как кита превратить в кота?

Что нового вы узнали на уроке?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ