Конспект урока русского языка «Дифференциация звуков Р-Рь—Л-Ль в словах повышенной слоговой сложности»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 60»
Конспект урока русского языка
«Дифференциация звуков Р-Рь—Л-Ль в словах повышенной слоговой сложности»
( пятисложные слова с открытым слогом)
подготовила учитель-логопед
Степанова Галина Евгеньевна
г.Раменское
2012 г.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
-расширять и активизировать словарный запас
Коррекционные задачи:
-дифференциация звуков р-рь—л-ль
-учить четко произносить слова повышенной слоговой сложности с труднопроизносимыми сонорными звуками со стечением согласных
-развитие общей, артикуляционной, мелкой моторики и пространственной ориентировки
-совершенствование функций фонематического восприятия
-развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимания.
Воспитательные задачи:
-воспитание контроля за правильностью своей речи
-воспитание самостоятельности, усидчивости
Оборудование: мяч, предметные картинки( петух, ворона , ласточка, корабли, сорока, бабушка, дедушка, дом без крыши и трубы, дом без окон и двери, забор, корабль ), силуэты двух девочек, 2 звуковые дорожки, цветные бусинки.
Ход занятия.
Артикуляционные упражнения.
- открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
- язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
- два раза щелкнуть языком, один раз подуть.
2.. Звуковая разминка.
Произносить звук четко и длительно, столько, сколько пальчиком ребенок ведет по звуковым дорожкам от тигра – ррр, от парахода – ллл.
Игра «Запомни, повтори». Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить слоговые сочетания.
Прерара-прераро-прерару-прерары
Прелара-преларо-прелару-прелары
Лапрера-лапреро-лапреру-лапреры
Рапрела-рапрело-рапрелу-рапрелы
Игра «Собери бусы».
Логопед уточняет значение слов, четко произносит, а затем предлагает ребенку повторить пятисложные слова-действия, но на каждое слово из цепочки слов класть бусину в ряд.
Переспорила - проспорила
Перестроили - достроили - выстроили
Перевернулся - увернулся - развернулся
Пририсовала - дорисовала - подрисовала
Перегорела - сгорела - догорела - угорела
Перебирала - убирала - подбирала - выбирала - отбирала
Определить какого цвета бусы оказались длиннее, а какого цвета короче.
Упражнение «Послушай, подбери, расскажи» (с выделенными словами).
а)Рассматривание кукол, сравнение, проговаривание. Выделение 1 звука в словах.
- К нам на занятие пришли две девочки. Одну зовут Клариса, а другую Лариса.
- Назови цвет платьев девочек. (Коричневый и лимонный).
- Определи, в каком платье пришла Клариса, а в каком Лариса. Почему?
Б) Составление предложений с союзом –а-.
- Они принесли с собой картинки, назови их.
- Догадайся, что делали вчера Клариса и Лариса. Я говорю слово, а ты подбирай картинку и рассказывай.
Образец:
Перестроила Клариса дом, а Лариса перестроила забор.
Перебирала Клариса бусы, а Лариса перебирала одежду.
Переспорила Клариса бабушка, а Лариса переспорила дедушку.
Пририсовала Клариса дому крышу и трубу, а Лариса пририсовала дому окна и дверь.
(ребенок дорисовывает части дома).
6. Упражнение «Подумай и ответь».
а) Уточнение значения слов. Логопед называет, ребенок проговаривает и хлопает на каждый слог.
Расфуфырился, проворонила, тараторила, быстрокрылая, лавировали.
б) Подобрать картинку.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: расфуфырился петух, проворонила ворона, тараторила сорока, быстрокрылая ласточка, лавировали корабли.
Затем предлагает ребенку послушать слова-действия, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.
Логопед: Ребенок:
Расфуфырился - расфуфырился петух
Проворонила - проворонила ворона
Тараторила - тараторила сорока
Быстрокрылая - быстрокрылая ласточка
Лавировали - лавировали корабли
в) Игра «Запомни, назови».
Затем просит назвать картинки и слова – действия к ним в определенном порядке.
Сорока тараторила -корабли лавировали-ласточка быстрокрылая-петух расфуфырился-ворона проворонила (менять порядок слов).
Спряжение в настоящем времени.
а) В настоящем времени.
Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его, проговорить предложение.
Я проворонила праздничный концерт (ты, он, она, мы, вы, они).
б) в будущем времени.
Подбросить мяч вверх, повернуться вокруг себя и поймать его, проговорить предложение.
Я протараторю отработанную скороговорку (ты, он, она, мы, вы, они).
Заучивание скороговорок по инструкции:
а) повторить медленно, как ползет черепаха;
б) повторить быстрее, как машина едет;
в) повторить еще быстрее, как ракета летит.
Проворонила ворона вороненка.
Корабли лавировала, лавировали, да не вылавировали.
Грузовик на трассе развернулся, чуть не перевернулся.
Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.
Обвести контур корабля по трафарету.
Домашнее задание.
- доучить скороговорки
- повторить спряжение в настоящем и будущем времени
- дорисовать кораблю недостающие части и самостоятельно нарисовать еще 2 корабля, раскрасить.
Список использованной литературы.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручкой и общей моторики. – Спб.: КАРО, 2003.
Ткаченко Т.А. Правильно произносим звуки Л и Р. Логопедический альбом. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011 г.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999 г.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д»,2003 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ