Конспект урока русского языка для 1 класса «Золотая осень»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №85 «Малиновка» Архангельской области города Северодвинска
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Золотая осень»
подготовила воспитатель
Сафронова Татьяна Валерьевна
Северодвинск
2013
Задачи: Учить детей выделять характерные признаки осени и рассказывать об этом. Закрепить представления детей о «золотом» периоде осени. Развивать умение видеть поэтическую красоту осени. Активизировать словарный запас: листопад, заморозки. Упражнять детей в подборе определений, сравнений, синонимов.
Материал: фотографии осенних пейзажей, картина И.Левитана «Золотая осень», осенние листья, игрушка Говорун, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, на участке детского сада, дидактические игры «Кто больше назовёт признаков осени?», «С какого дерева листок?», разучивание стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по ним.
Ход занятия:
Звучит вальсовая музыка, дети входят в группу, останавливаются около стенда с фотовыставкой осенних пейзажей.
Воспитатель: Дети, вы заметили, что наступила осень? Какие приметы в природе вам это подсказали?
Дети: Дни становятся короче, а ночи холоднее, длиннее. Птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. Изменился цвет листьев, они пожелтели.
Воспитатель: Как можно сказать по-другому, какие стали листья?
Дети: Они стали золотые, красные, алые, разноцветные.
Воспитатель: Что ещё происходит осенью в природе?
Дети: В садах и огородах поспели фрукты и овощи, люди собирают урожай, в лесу много грибов.
Воспитатель: Осень – пора, когда исчезает красота летних цветов, снимают свой яркий наряд деревья и кусты, улетают птицы, прячутся и засыпают некоторые животные. Многие поэты обращались к теме осени в своих стихах. Послушайте отрывок «осеннего» стихотворения о лесе русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется оно «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Какие красивые, нежные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о красоте осеннего леса. С чем он сравнивает лес?
Дети: С расписным теремом.
Воспитатель: Какого цвета лес-терем?
Дети: Лиловый, золотой, пёстрый, багряный.
Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?
Дети: Потому что они остаются зелёными, а остальные деревья меняют окраску своих листьев.
Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову слово, относящееся к осенним явлениям природы, вы хлопните в ладоши: мышь, курица, дождь, ромашка, грибы, земля, воробей, туча, ветер, листопад. Молодцы, вы очень внимательные.
Но тут ветер щёки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые подул, подул, подул.
Некоторые из осенних листьев залетели вместе с ветром в нашу группу. Подойдите, ребята к столу и рассмотрите листья.
Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: С осенними листьями можно очень интересно поиграть. Подумайте, на что похожи листья берёзы?
Дети: На золотые монетки, на сердечко…
Воспитатель: Что вам напоминает лист клёна?
Дети: Звёздочку, ладошку…
Воспитатель: С чем можно сравнить листья рябины?
Дети: С красными бусами, корабликами…
Воспитатель: Осенью листья опадают. Как можно сказать по-другому, что делают листья?
Дети: Они падают, кружатся, летят, срываются, шелестят, желтеют.
Воспитатель: С чем можно сравнить падающие листья?
Дети: С птицами, парашютами.
Воспитатель: Осень, как художник, самые яркие краски выбрала, чтобы раскрасить всё вокруг. Давайте рассмотрим осенний пейзаж И.Левитана «Золотая осень».
Дети садятся около мольберта, демонстрируется картина.
Воспитатель: Какие краски выбрал художник для изображения осеннего леса?
Дети: Жёлтые, золотые, яркие.
Воспитатель: Какую погоду вы наблюдаете?
Дети: Погода ясная, солнечная, спокойная, безветренная.
Воспитатель: Как вы думаете: тихо или шумно на лесной опушке? Почему тихо?
Дети: Потому что птицы не поют, они улетели.
Воспитатель: А какие звуки мы могли бы услышать в это время в лесу?
Дети: Как ветер шуршит листьями, как журчит ручей.
Воспитатель: Деревья стоят спокойно, они засыпают. Какими словами можно сказать о деревьях, что они делают?
Дети: Спят, дремлют, отдыхают.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Е. Трутневой «Осень», которое прочитает нам Аня.
Стало вдруг светлее вдвое,
Лес как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром в лес мы все пойдём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Воспитатель: О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении?
Дети: О листопаде.
Воспитатель: В осени можно найти как положительные, так и отрицательные черты. Продолжите фразу: осень – это хорошо, потому что…
Дети: Она красивая, золотая, можно играть с листьями…
Воспитатель: Осень – это плохо, потому что…
Дети: Часто идут дожди, на улице слякоть, стало холодно…
Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу (проводится психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу»). Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите. Что вы ещё увидели вокруг себя?
Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с самых разных деревьев. Мы были листочками, а теперь сами соберём их в букет. Встаньте в круг. Вот какой большой получился букет!
Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Вы листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу.
Воспитатель: Послушайте, ребята, мой рассказ об осени. Наступила осень. Стоит холодная, ясная погода. Листья на деревьях поменяли свой цвет – стали жёлтыми, золотыми, багряными, разноцветными. Тихо в лесу, птицы улетели, только ветер шелестит листьями. Мне нравится золотая осень, потому что в это время года в лесу самые яркие краски.
А теперь послушаем ваши рассказы о золотом периоде осени.
Заслушиваются рассказы 2-3 детей
Воспитатель: Какой рассказ вам больше понравился? Почему? Что можно похвалить в рассказе Тани? Чем вам запомнился рассказ Семёна? Верно ли рассказала о золотой осени Диана? Давайте мы составим общий рассказ об осени, а поможет нам в этом игрушка Говорун. Правило такое – повторяться нельзя.
Дети передают по очереди друг другу игрушку, каждый говорит одну фразу. В результате составляется коллективный рассказ о золотой осени.
Воспитатель: Молодцы, у вас получился полный, интересный рассказ об осени. Я хотела бы похвалить Яна и Дашу за правильные ответы на вопросы. Они подбирали точные определения к словам. Аня очень эмоционально рассказала стихотворение и показала красоту осеннего леса. Инга и Арина верно называли приметы осени, они отлично разбираются в этом времени года. Спасибо вам, ребята, за интересное занятие.
Список литературы:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.
Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ