Конспект урока русского языка для 1 класса «Золотая осень»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №85 «Малиновка» Архангельской области города Северодвинска





Конспект урока русского языка для 1 класса

«Золотая осень»



подготовила воспитатель

Сафронова Татьяна Валерьевна













Северодвинск

2013



Задачи: Учить детей выделять характерные признаки осени и рассказывать об этом. Закрепить представления детей о «золотом» периоде осени. Развивать умение видеть поэтическую красоту осени. Активизировать словарный запас: листопад, заморозки. Упражнять детей в подборе определений, сравнений, синонимов.

Материал: фотографии осенних пейзажей, картина И.Левитана «Золотая осень», осенние листья, игрушка Говорун, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, на участке детского сада, дидактические игры «Кто больше назовёт признаков осени?», «С какого дерева листок?», разучивание стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по ним.

Ход занятия:

Звучит вальсовая музыка, дети входят в группу, останавливаются около стенда с фотовыставкой осенних пейзажей.

Воспитатель: Дети, вы заметили, что наступила осень? Какие приметы в природе вам это подсказали?

Дети: Дни становятся короче, а ночи холоднее, длиннее. Птицы улетают в тёплые края. Животные готовятся к зиме. Изменился цвет листьев, они пожелтели.

Воспитатель: Как можно сказать по-другому, какие стали листья?

Дети: Они стали золотые, красные, алые, разноцветные.

Воспитатель: Что ещё происходит осенью в природе?

Дети: В садах и огородах поспели фрукты и овощи, люди собирают урожай, в лесу много грибов.

Воспитатель: Осень – пора, когда исчезает красота летних цветов, снимают свой яркий наряд деревья и кусты, улетают птицы, прячутся и засыпают некоторые животные. Многие поэты обращались к теме осени в своих стихах. Послушайте отрывок «осеннего» стихотворения о лесе русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется оно «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Какие красивые, нежные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о красоте осеннего леса. С чем он сравнивает лес?

Дети: С расписным теремом.

Воспитатель: Какого цвета лес-терем?

Дети: Лиловый, золотой, пёстрый, багряный.

Воспитатель: почему ёлочки темнеют на фоне остальных деревьев?

Дети: Потому что они остаются зелёными, а остальные деревья меняют окраску своих листьев.

Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову слово, относящееся к осенним явлениям природы, вы хлопните в ладоши: мышь, курица, дождь, ромашка, грибы, земля, воробей, туча, ветер, листопад. Молодцы, вы очень внимательные.

Но тут ветер щёки толстые надул, надул, надул.

И на деревья пёстрые подул, подул, подул.

Некоторые из осенних листьев залетели вместе с ветром в нашу группу. Подойдите, ребята к столу и рассмотрите листья.

Дети встают вокруг стола.

Воспитатель: С осенними листьями можно очень интересно поиграть. Подумайте, на что похожи листья берёзы?

Дети: На золотые монетки, на сердечко…

Воспитатель: Что вам напоминает лист клёна?

Дети: Звёздочку, ладошку…

Воспитатель: С чем можно сравнить листья рябины?

Дети: С красными бусами, корабликами…

Воспитатель: Осенью листья опадают. Как можно сказать по-другому, что делают листья?

Дети: Они падают, кружатся, летят, срываются, шелестят, желтеют.

Воспитатель: С чем можно сравнить падающие листья?

Дети: С птицами, парашютами.

Воспитатель: Осень, как художник, самые яркие краски выбрала, чтобы раскрасить всё вокруг. Давайте рассмотрим осенний пейзаж И.Левитана «Золотая осень».

Дети садятся около мольберта, демонстрируется картина.

Воспитатель: Какие краски выбрал художник для изображения осеннего леса?

Дети: Жёлтые, золотые, яркие.

Воспитатель: Какую погоду вы наблюдаете?

Дети: Погода ясная, солнечная, спокойная, безветренная.

Воспитатель: Как вы думаете: тихо или шумно на лесной опушке? Почему тихо?

Дети: Потому что птицы не поют, они улетели.

Воспитатель: А какие звуки мы могли бы услышать в это время в лесу?

Дети: Как ветер шуршит листьями, как журчит ручей.

Воспитатель: Деревья стоят спокойно, они засыпают. Какими словами можно сказать о деревьях, что они делают?

Дети: Спят, дремлют, отдыхают.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Е. Трутневой «Осень», которое прочитает нам Аня.

Стало вдруг светлее вдвое,

Лес как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром в лес мы все пойдём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Воспитатель: О каком осеннем явлении говорится в этом стихотворении?

Дети: О листопаде.

Воспитатель: В осени можно найти как положительные, так и отрицательные черты. Продолжите фразу: осень – это хорошо, потому что…

Дети: Она красивая, золотая, можно играть с листьями…

Воспитатель: Осень – это плохо, потому что…

Дети: Часто идут дожди, на улице слякоть, стало холодно…

Воспитатель: Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу (проводится психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу»). Ветер закружил нас в воздухе, поднял вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на пожелтевшую траву (имитация вместе с детьми). Вы чувствуете, как свеж и чист воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи.

Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите. Что вы ещё увидели вокруг себя?

Но мы не дети, а разноцветные осенние листочки с самых разных деревьев. Мы были листочками, а теперь сами соберём их в букет. Встаньте в круг. Вот какой большой получился букет!

Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Вы листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу.

Воспитатель: Послушайте, ребята, мой рассказ об осени. Наступила осень. Стоит холодная, ясная погода. Листья на деревьях поменяли свой цвет – стали жёлтыми, золотыми, багряными, разноцветными. Тихо в лесу, птицы улетели, только ветер шелестит листьями. Мне нравится золотая осень, потому что в это время года в лесу самые яркие краски.

А теперь послушаем ваши рассказы о золотом периоде осени.

Заслушиваются рассказы 2-3 детей

Воспитатель: Какой рассказ вам больше понравился? Почему? Что можно похвалить в рассказе Тани? Чем вам запомнился рассказ Семёна? Верно ли рассказала о золотой осени Диана? Давайте мы составим общий рассказ об осени, а поможет нам в этом игрушка Говорун. Правило такое – повторяться нельзя.

Дети передают по очереди друг другу игрушку, каждый говорит одну фразу. В результате составляется коллективный рассказ о золотой осени.

Воспитатель: Молодцы, у вас получился полный, интересный рассказ об осени. Я хотела бы похвалить Яна и Дашу за правильные ответы на вопросы. Они подбирали точные определения к словам. Аня очень эмоционально рассказала стихотворение и показала красоту осеннего леса. Инга и Арина верно называли приметы осени, они отлично разбираются в этом времени года. Спасибо вам, ребята, за интересное занятие.













Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  3. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.

  4. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ