Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном
Русский язык
/урок-игра «Крестики-нолики»/
Учитель начальных классов:
Миронова М.Н.
Тема: Обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном.
Цель: Повторить, обобщить и закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи: 1) учиться применять полученные знания в различного рода
заданиях на смекалку;
2) развивать словарный запас, устную и письменную речь
учащихся;
3) воспитывать чувства товарищества, коллективизма.
Оборудование: игровое поле; слова «удача», «успех»; карточки-задания для
команд; индивидуальные тесты; магнитофон (во время
выполнения заданий играет музыка).
АУКЦИОН
НАЙДИ
МЕНЯ
ДЕТЕКТИВЫ
СОСТАВЬ
СЛОВА
РАЗМИНКА
ПОГОВОРКИ
О ЛЮДЯХ
СКАЖИ
НАОБОРОТ
«ВЕСНА
В ЛЕСУ»
НАЙДИ
ПАРУ
Ход урока:
Оргмомент.
Прозвенел голосистый звонок,
Собрал ребят на урок.
Будем мы читать, писать
И пятерки получать.
– Сегодня у нас необычный урок. Я знаю, что вы любите играть. Да? Вот сегодня мы и поиграем. А поиграем в вашу любимую игру «Крестики-нолики». Правила вам известны.
– Эпиграфом к нашему уроку стали слова из стихотворения:
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь!
– Эти строчки определяют тему нашей сегодняшней игры. На игровом поле темы, которые вы будете выбирать. На команды мы уже распределились. Это «Х», а это «О».
– Обычно игра начинается с центрального квадрата. С вашего разрешения открою его я. Согласны? Команда, ответившая правильно, ставит свой знак в соответствующий квадрат.
Работа над темой урока.
1. РАЗМИНКА (индивидуальная работа)
– Разминка даст ответ на вопрос: Что необходимо для успешной игры? (разгадать слова). Кто закончит первым, расскажет об имени прилагательном.
(Каждый игрок команды работает индивидуально. Капитаны команд подводят итоги проделанной работы.)
1.Что такое имя прилагательное:
а) часть слова – Е а) часть растения – С
б) часть речи – У б) часть слова – Е
в) часть растения – С в) часть речи – У
2. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета – Д а) предмет – А
б) предмет – А б) признак предмета – С
в) указывают на предмет – О в) указывают на предмет – О
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что? – К а) какая? какой? какое? какие? – П
б) какая? какой? какое? какие? – А б) что делает? – К
в) что делает? – В в) кто? что? – В
4. С какой частью речи связано имя прилагательное:
а) существительное – Ч а) не связано ни с какой частью
б) местоимение – Я речи – Л
в) не связано ни с какой б) местоимение – Я
частью речи – Л в) существительное – Е
5. Как изменяется имя прилагательное:
а) не изменяется – П а) по родам и числам – Х
б) по лицам – Ж б) по лицам – Ж
в) по родам и числам – А в) не изменяется – Ч
2. НАЙДИ МЕНЯ.
– Раскрасьте только те звездочки, в которых записаны имена прилагательные. Как вы определяли часть речи записанных слов? (задание для каждого игрока команд)
3. АУКЦИОН.
– За две минуты придумать как можно больше имен прилагательных к слову – книга. По истечению времени по очереди называть свои слова. Кто последним назовет слово, тот и выиграл.
4. НАЙДИ ПАРУ.
– Что за пары образовались? Как называют такие слова? Какие из прилагательных характеризуют человека?
мокрый сырой
ветхий жадный
душистый морозный
холодный храбрый
верный ароматный
смелый старый
скупой надежный
5. СКАЖИ НАОБОРОТ.
– Что за пары образовались? Как называют такие слова?
Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .
Хороша верёвка длинная, а речь __________ .
6. ДЕТЕКТИВЫ.
– Вы побудете в роли детективов. Вам необходимо по данным приметам найти пропавший предмет.
Рыжая, хитрая, ловкая __________________
Раннее, хмурое, весеннее ________________
Холодный, порывистый, северный ____________
Трусливый, косой, серенький ______________
Журчащий, быстрый, чистый ________________
7. ПОГОВОРКИ О ЛЮДЯХ.
– Такие выражения используют для описания характера людей. Соединить поговорку с соответствующим описанием характера.
В рубашке родился добрый, мягкий, сердечный
Мухи не обидит счастливый, удачливый
За смертью посылать ловкий, изворотливый
Сухим из воды выйдет медлительный, нерасторопный
8. СОСТАВЬ СЛОВА.
– Из слов необходимо взять названные части слова и из них составить новое слово. От основ каких частей речи образовались новые слова? Новые слова разобрать по составу.
№
приставка
корень
суффикс
окончание
1.
2.
3.
соль
заяц
подъехать
часы
белый
вода
кормовой
дяденька
сводный
морская
(часовая)
синий
(беленький)
тяжелые
(подводные)
9. «ВЕСНА В ЛЕСУ».
– Вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Прочитать получившийся текст. Почему прилагательные заняли именно эти места? Какие знания вам помогли в этом?
Хороша … весна в лесу! Ярко светит … солнце. … облака украшают … небо. С пригорка зажурчал … ручеёк. Весёлый и сказочный лес весной!
С л о в а д л я с п р а в о к: ранняя, говорливый, голубое, лёгкие, весеннее.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело,
Итог урока.
Определяется победитель.
– Интересно? Какие задания больше всего запомнились и понравились?
P.S. Если осталось время, можно дать итоговый тест по теме. Каждому учащемуся по его способностям (индивидуальный).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ