Русский язык. "Слово- имя собственное"
Урок русского языка в 1 кл.
Программа «Школа России»
Зайцева И.М.
МБОУ СОШ №2
ст. Калининская,
Краснодарского края
ТЕМА: Слово- имя собственное
ЦЕЛЬ: Формировать обобщённое понятие «Имена собственные»
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с печатным источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений.
Формирование логических УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, умеющий организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации по алгоритму, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Оборудование.
карточки на доску с изображениями учеников, карточки со словарными словами, однокоренными словами, карточки с деформированным предложением, модель конверта, подвижная схема на доску.
конверт, смайлы трёх цветов для оценки учебных достижений, карточки с изображением солнышка (трёх видов) для оценки настроения.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:
У учителя: учебник «Русский язык. 1 класс» авт. Л.М..Зеленина, Т.Е. Хохлова,компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение, таблицы для индивидуальной работы, тренажёр Л.Г. Масько.
У учащихся: учебник, тетрадь, карточки с деформированным предложением, карточки с текстом.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Цель: организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.
Слайд 2 . Заставка.
Слайд 3. Путь к познанию.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, у вас хорошее настроение? Проверьте на парте лежит учебник, тетрадь, пенал, карточка. Какие правила посадки вы знаете? Давайте вспомним массаж для пальчиков. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Шагаем по ступеням по щелчку мыши
НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД
Слайд 4. Минутка чистописания.
Зайчик вышел из домика с буквой Ё. В конце своего пути он попал в домик с буквой И. Помните, зайчик прыгает наискосок через дорожку. Назовите два промежуточных домика, в которых побывал зайчик.
Что общего и какие различия можете найти в буквах игрового поля?
( гласные е,ё,и,ю,я- обозначают мягкость согласных;
гласные а, о, у, ы- обозначают твёрдость согласного звука)
А какие буквы добавили бы к каждой группе букв?
(ь, э)
Окройте стр.48 в учебнике , на полях напишите м.ч. Поставьте руку на локоток, я пишу на доске, а вы в воздухе. Прочитайте слова. Назовите правила, которые помогут вам написать без ошибок. Спишите красиво строку к себе в тетрадь.
Актуализация знаний..
Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
Слайд 5. Словарная работа
Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Каждую букву слова вы найдёте в данном квадрате по её шифру: первое слова- шифр 1, второе слово – шифр 2.
Слайд 6. (деревня, город)
В чём смысловое сходство этих двух слов? (Город и деревня – это населённые пункты)
В чём смысловое различие этих слов? (Город- это крупный населённый пункт, а деревня- небольшой)
Что же такое деревня? (небольшой населённый пункт, где люди занимаются сельским трудом).
А что такое город? (Крупный населённый пункт, в котором много фабрик, заводов, различных учреждений.)
Составьте предложение, где бы эти два слова соединяли два других словарных слова.
Слайд 7.Запишите предложение в тетрадь.
Постановка темы урока.
Цель: учить формулировать тему урока, соотносить мотив деятельности с целью.
Слайд 8.Подумай.
-Как называется наша страна? (Россия)
-Как называется главный город нашей страны? (Москва)
-Как называется река, которая протекает через центр нашей станицы? (Понура)
-А теперь работа в парах. Найдите лист с табличкой. Что обозначает каждое слово из записанных? Напишите в правую колонку.
-Проверка со слайдом. В правой колонке появляются слова после заполнения ее учениками по щелчку мыши (для самоконтроля).
Поднимите руку чья пара выполнила это задание без ошибок? Молодцы.
Россия
страна
Москва
город
Понура
река
- Что можете сказать о словах первого столбика?
- Как назовём таблицу?
Над таблицей по щелчку мыши появляется название таблицы «Слово – имя собственное» Это и есть тема нашего урока. Как вы думаете чему мы должны научиться на уроке? Слова в правом столбике называются нарицательными.
- Как вы думаете, почему последняя строка пустая? (высказывания детей)
- А как пишутся имена собственные?
- Новая ли для вас эта тема («Нет, не новая»)?
- Вспомните, когда мы с ней познакомились?
Подготовленный ученик читает стихотворение:
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия, пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой уважения знак.
- Правильно! Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.
Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Упражнение 48.
Назовите имена собственные. Как будем писать собственные имена?
Работа с выводом . ( прочитаем хором)
Слайд 9. по Слайд 19.(зрительная)
Физминутка
Если я назову слово, которое пишется с маленькой буквы- руки на пояс, если слово пишется с большой буквы- руки вверх.
Челябинск, река, Москва, страна, кошка, Мурка, обезьянка, Филя, собака, Булька, улица, Челюскинцев.
Закрепление.
Цель: закрепить полученный способ действия, показать практическую значимость материала.
Слайд 20. Группировка.
- Распределите слова на две группы:
Москва. Шар. Реки. Гагарин. Город. Ракета. Яна.
Возможные варианты группировки (устно):
М. р.- Ж. р.
Собственные - нарицательные.
Мн.ч. – Ед. ч.
Одушевлённые – Неодушевлённые
Переносится – не переносится.
Ударение на первом и на втором слоге.
- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Яна). Как называются эти слова? (имена собственные). По щелчку мыши имена собственные выделяются.
Как называются другие слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения). По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.
Слайд 21. Составь предложение.
- Составь и напиши предложения с данными словами:
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.
- Назовите имена собственные. Как пишутся имена собственные?
Самостоятельная работа
Цель: организовать самопроверку
Слайд 22. Составь предложение. ( самостоятельно)
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.
(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.
- Назовите имена собственные. По щелчку мыши задание проверяется.
Слайд 23. Разбор предложения.
- О ком говорится в предложении? Задайте вопрос. ( Кто? Или Что?).
Серёжа Соловьёв что делал? Одним словом ответьте ( слушал) Подчеркните главные члены предложения. В предложении подлежащее может быть выражено двумя словами (в данном предложении именами собственными)
- Во втором предложении попробуйте сами подчеркнуть главные члены предложения.
Проверка
По щелчку мыши задание проверяется.
Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.
Итог.
Цель: обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.
Слайд 24.Вы теперь можете сказать какие имена собственные можно записать в нашу таблицу?
Россия
- страна
Москва
- город
Понура
- река
Гагарин
- фамилия
Юрий
- имя
Алексеевич
- отчество
Пушок
- кличка животного
Рефлексия.
Цель: организация самооценки своей учебной деятельности на уроке.
Слайд 25. Собирание цветка.
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.
Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.
- Возьмите ромашку и допишите имена собственные. А с какой буквы будете писать? (дети прикрепляют цветы на доску)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ