Технологическая карта урока по русскому языку "Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука" 3 класс
Глущенко Наталья Михайловна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск.
Учитель начальных классов.
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
Класс: 3
Тема: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: развитие умений отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный, правильно писать слова с этими орфограммами и объяснять написание. Задачи:
– формировать умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного и слов, в которых нет непроизносимого согласного;
– формировать умение обосновывать написание непроизносимого согласного в корне, отработка алгоритма рассуждения;
– формировать умение определять опознавательный признак орфограммы.
Планируемые результаты:
Предметные: умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного, обосновывать свой выбор на письме.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разных формах; представлять информацию в виде схемы (алгоритма).
Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; работать в группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Оборудование:
Интерактивная доска
Компьютер
Документ – камера
Ноутбуки
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).
– Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
– Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.
–Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!
работа в тетради
II. Актуализация знаний.
Цель: организовать актуализацию умений писать слова с непроизносимыми согласными в корне, объяснять написание и обозначать орфограмму
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Организация минутки чистописания.
–Отгадайте загадки:
1.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. /сердце/
2.Не огонь, а
больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит. /солнце/
На доске рисунки: сердце, солнце.
– Проговорите слова. Что вы можете сказать об этих словах? (с непроизносимыми согласными).
– Знакома ли вам эта тема? Значит, вы можете предположить тему сегодняшнего урока? Это ваше предположение.
– Какие сочетания в этих словах трудно произносятся? Почему?
– Что мы можем прописать? (лнц, рдц)
‒ Какими сочетаниями мы можем продолжить ряд? (здн стн вств). Приведите примеры.
‒ Какие правила мы должны соблюдать при письме? (наклон, безотрывное написание, высота букв, не выходить за линию)
−Кто хочет показать свою тетрадь и проанализировать написание сочетаний? (использование документ-камеры)
‒ Оцените себя по шкале успеха.
Организация проверки домашнего задания
‒Каким было ваше домашнее задание?
– Связано ли оно с минуткой чистописания? Каким образом? (записать слова, пословицы и поговорки с непроизносимыми согласными, история одного слова?)
‒ Какие пословицы и поговорки записали? Как вы их понимаете?
– А помогут ли в жизни эти пословицы? ( В пословицах заключена народная мудрость. …..)
‒ Кто подготовил историю одного слова?
‒ Как бы вы оценили работу детей?
– Что помогло им выполнить эту работу?
‒ Кому захотелось составить рассказ о других словах?
‒ А как вы оцениваете свои знания по теме «Непроизносимые согласные»?
работа в тетради
высказывание своих предположений
оценивание
анализ правильности письма
чтение пословиц и поговорок, объяснение их смысла
выступления «История одного слова», показ презентаций
оценивание
высказывания детей
Физминутка для глаз.
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока).
Цель: организовать постановку учебного побуждающего от проблемной ситуации диалога.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Создание проблемной ситуации
−Давайте проверим ваши знания.
–Запишите слова: грустный, вкусный.
‒ Запишите эти слова , 2 человека у доски.
Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный.
– Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному?
‒ Какая возникла проблема?
–Чего мы ещё не знаем? (Когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо).
– Значит, какую цель ставим?
‒ Вы уже догадались о теме нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых нет непроизносимого согласного звука)
‒ Какие задачи стоят перед нами?
(Вспомнить алгоритм написания непроизносимого согласного. Учиться грамотно писать слова, подбирать проверочные слова. Развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.)
– Вспомните алгоритм написания непроизносимого согласного.
запись слов
формулирование учебной проблемы
планирование деятельности
IV. Формулирование темы, целей урока.
Цель:
организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Представлять информацию в виде схемы (алгоритма) (познавательные УУД).
‒ Давайте исследуем нашу проблему
– А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найдите проверочное слово, соедините его стрелкой с проверяемым. Запишите, если нужно букву.
Учас…ник
ярость
Чудес…ная
прекрасен
Ярос…ный
часть
Прекрас…ное
чудеса
‒ Кто считает, что алгоритм для проверки слов с непроизносимыми согласными помог, чтобы проверить слова, в которых нет непроизносимого согласного? Давайте докажем?
− Попробуйте составить схему – опору по нашей проблеме. ([т' ] то пишем букву, если звука нет, то букву не пишем)
– Оцените свою работу.
исследовательская работа
анализ и сравнение
составление алгоритма
составление схемы-опоры
оценивание
Физминутка
V. Применение нового знания .
Цель:
организовать применение новых знаний; тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными.
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).
Организация работы по учебнику.
С.80 упр. 90
– Прочитайте задание. Давайте определим шаги выполнения этого упражнения?
–1 вариант – выписывает 3 слова с непроизносимым согласным, 2 вариант – 3 слова, в которых нет непроизносимого согласного, подберите к ним проверочные слова.
–Какие слова выписали с непроизносимыми согласными, слова, в которых непроизносимый согласный не пишется?
– Кому было трудно выполнить это задание?
– О чем нужно помнить, выполняя его?
Организация работы с текстом в паре.
– Что это? Какое задание мы можем выполнить?
̶ Найдите в тексте слова на изученные правила, подберите проверочные слова.
Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.
Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко.
−Какие слова нашли, докажите.
– Кому понравился этот текст? Какое настроение он у вас вызывает?
̶ Какое еще задание вы можете предложить? (продолжить текст)
Организация индивидуальной работы на компьютерах. (написание слов с произносимой согласной и без)
‒ Как вас оценил компьютер?
‒ Над чем вам надо еще поработать?
Организация работы в группах:
̶̶̶ Я вам предлагаю выполнить задание в группах. Выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить.
1) Подберите однокоренное слово - признак на изученную орфограмму.
Радость –
Место –
Известие –
Гигант –
Грусть –
Интерес –
2) Найдите лишнее слово в каждой строчке.
1. чес..ный, счас..ливый, яс..ный
2. извес..ный, интерес..ный, крас..ный
3. капус..ный, вкус..ный, грус..ный
4. праз..ник, сер..це, лес..ница
̶ Какое задание выбрали? Почему?
‒ Какое правило мы должны помнить?
‒Оцените себя.
проговаривание алгоритма
запись слов в тетради
подбор проверочных слов
работа в группах
проверка
высказывания детей
составление продолжения текстов
оценивание
работа на компьютерах
(3 человека)
работа в группах
проверка
оценивание
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).
Продолжите предложения:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
составление вопросов по теме
формулировка конечного результата своей работы на уроке
осуществление самооценки
VII. Домашнее задание.
Цель:
организовать выполнение домашнего задания.
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Комментирование домашнего задания.
‒ Упр. 4, с. 87.
‒ Составьте «Историю одного слова».
Запись детьми домашнего задания.
Литература:
Бунеева, Е. В. Русский язык. 3 класс метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2013.
Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТРЕЛЬ, 2006.
Интернет – ресурсы
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»:
Программа Otlichnyk 3.36
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ