Урок Глагол

Урок Глагол


Цель знакомство с неопределенной формой глагола


  • закрепить полученные знания учащихся о глаголе;

  • совершенствовать умение определять спряжение глаголов, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

  • продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;

  • воспитывать любовь к родному языку.




Ход урока


1 орг момент



- Что без меня предметы? –

Лишь названья,

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб на полях растёт.

II. Сообщение темы и цели урока.

- О какой части речи мы будем говорить? (о глаголе)

- Правильно, сегодняшний наш урок посвящен глаголам. Что мы знаем о глаголе? (Ответы детей с места: часть речи, отвечает на вопрос что делать? что сделать?...)



2 посмотрите на рисунок

Рассмотрим рисунок

Какие ассоциации он у вас вызывает

Почему на этом рисунке такие краски

Почему такая странная форма


Неопределенные цвета, странная, ни на что не похожая, тоже неопределенная форма улыбающегося существа в шляпе связаны с тем. Что перед нами-особая форма глагола, которая так и называется –неопределенной

Она не изменяется по числам и по ней вообще невозможно определить – поэтому она и называется неопределенной., начальной


3 неопределенная форма глагола –это начальная форма глагола


4 перепишите стихи начальную форму каждый раз подчеркивай сколько таких форм ты здесь нашел



Люблю на солнышко смотреть

И на песке сидеть,

Тихонько вслух стихи читать, малину собирать,

Люблю с ребятами играть,

и в небо мяч бросать,

дарить ромашки и мечтать,

в альбоме маму рисовать

И с мишкой засыпать



Не забыли о части речи, обозначающей предметы

Как называется эта часть речи

От каких глаголов летят к ним вопросы

В каких падежных формах они здесь оказались


5 какое время года описано

Вы любите лето

Почему

Чем занимаетесь

Отгадайте слово, которое здесь рассыпалось ИНФИНИТИВ


Как понимаете значение этого слова

6 сказка о инфинитиве с 187 соболева 3 класс


7 у инфинитива есть свои особенные суффиксы

Вы эти суф знаете ть ти


Как думаете какой встречается чаще


8 перепишите глаголы обозначьте в них основы и морфемы

Уб гать, прил теть переч тать, прик лоть, прич сать, унести, прив зтикак проверили пропущенную орфограмму

9физминутка


7. Физкультминутка

-Если встретится глагол неопределённой форме, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.

Не мешайте мне мечтать! Долго- долго не глотать

Мне б мешок конфет достать, Наслаждаться, смаковать.

Развернуть, жевать, кусать, Мне не надо в рот смотреть.

Чавкать, чмокать, уплетать, Совесть надобно иметь!





Игра «Магнит»: на столах лежат карточки с отдельными частями слова. Учащиеся собирают из них глаголы в неопределённой форме.

1 вариант - притягивает синие карточки

2 вариант - красные карточки

-Какие слова у вас получились? Запишите в тетрадь и определить спряжение. Допишите по одному глаголу 2 спряжения

Почернеть, вспорхнуть, освежить.

Забелить, насыпать, подморгнуть.

Проверка (обмен тетрадками)




10работа со словами составить слова по схеме


- а - ть

- е – ть

- я – ть

- ова – ть

- ти

- и - ть

Зеленеть
Светить
Звенеть
Наступать
Цвести
Радовать
Стоять
Журчать


11 О каком времени года вам напоминают эти слова? Докажите

Что происходит весной с природой?



12 Физминутка о мишке


Почему о мишке

Что знаете о жизни медведей?

Как и природа просыпается после зимнего сна , так и медведи выходят из своей берлоги, даже природа выполняет действия



Я Мишутка – не топчумба,

Я гимнамбо – научумбо!

Намбо томбо захотембо

И немного попотембо.

Наклонямбо, наклонямбо

Приседамбо,приседамбо.

Будет Миша здоровамбо!








12Задание № 5


Выписать из текста глаголы в неопределённой форме. Разберите их по составу.


Считается, что бурый

медведь неуклюжее животное.

Однако лесной хозяин – ловкий зверь.

Он может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. У медведя бесшумная поступь. Когда он шагает медленно, то ставит лапы немного внутрь. Косолапая походка и породила прозвище.


13 Творческое задание


Синквейн на тему «Медведи», используя глаголы в неопределённой форме.


Что такое Синквейн?


СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.


Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».






ЗВЕРЬ




14Задание №6

Замени фразеологизмы глаголами в неопределённой форме:


Повесить голову

Зарубить на носу

Бить баклуши

Держать язык за зубами

Витать в облаках

Дать слово

Гладить по головке

Ходить на головах


15 ИТОГ


- Какую тему мы сегодня изучали на уроке? (Неопределённая форма глагола)

- Как вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов? (Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Они могут оканчиваться на ть, ти, чь)




16 ДОМ зад

Придумать и записать мини

рассказ с одним из фразеологизмов.










































12 работа в группах заменить фразеологизмы глаголами в неопределенной форме


Мы зайдем в гости к фразеологизмам.

Готовы? Тогда в путь!

- Попробуйте по рисункам угадать, - Что это за крылатые выражения?

-Как вы понимаете смысл этих выражений


13 итог

Дом задание

. Русский язык очень богат фразеологизмами, оборотами, которые не только украшают речь, но делают её выразительной, образной.

Запишите их в тетрадь, и дома вас ждет интересная творческая работа, придумать и записать мини рассказ с одним из этих фразеологизмов.




Учитель: На доске в два столбика записаны словосочетания глаголов с существительными. Замените каждое словосочетание глаголов в неопределённой форме и запишите. Один у доски, остальные в тетрадях.


дать ответ сделать покупку

покрыть краской одержать победу

надеть пальто мыть лицо

говорить неправду резать пилой

лить слёзы оказывать помощь

глотать воду давать корм

сделать подарок снять пальто

сделать проверку выходить навстречу


Ответы: ответить, покрасить, одеться, лгать, плакать, пить, подарить, проверить, купить, победить, умываться, пилить, помогать, кормить, раздеться, встречать.


Учитель: А сейчас поиграем в игру «Найди синоним».


Ученики получают карточки с глаголами в неопределённой форме. Они должны к каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.


Карточки:


рыдать торопиться

хохотать бранить

бродить орать

караулить растолковать

рыть колотить

кушать мчаться

трудиться трусить


Синонимы: плакать, смеяться, ходить, охранять, копать, есть, работать, спешить, ругать, кричать, объяснить, бить, бежать, бояться.


VI Домашнее задание: упр. 413 с. 69.


VII Итог урока: - Какую тему мы сегодня изучали на уроке? (Неопределённая форма глагола)

- Как вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов? (Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Они могут оканчиваться на ть, ти, чь)
















Имя прилагательное


Цель закрепление понятий о прилагательных




Ход



1 орг момент


2 путешествие на необыкновенный остров

Вот уже виден краешек острова

Как называется этот остров

Что обозначают имена прилагательные


На какие вопросы могут отвечать++


. Русский язык очень богат фразеологизмами, оборотами, которые не только украшают речь, но делают её выразительной, образной.

Запишите их в тетрадь, и дома вас ждет интересная творческая работа, придумать и записать мини рассказ с одним из этих фразеологизмов.

Открытый урок

Русский язык 4 класс

Тема: «Что мы уже знаем об имени прилагательном»

  1. Введение в раздел.

- С какой же частью речи мы продолжим знакомство в разделе «Слово»?

Поможет найти ответ следующая задача. Решите её.

Присоединить (приставка) + слагаемое (корень)+ 1-ая буква алфавита + писатель (суффикс) + сонный (суффикс) + знакомое (окончание).

- Что получилось?

- Откройте учебник и прочитайте название раздела. На этот вопрос мы должны ответить к концу урока.


  1. Работа по теме.

Работа по плану (у каждого на парте).

План

  1. Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? (Примеры)

  2. Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

  3. С какой частью речи связано имя прилагательное? (Примеры)

  4. Как изменяются имена прилагательные? (Примеры)

  5. Как проверить безударные окончания имён прилагательных? (Примеры)


Вопрос 1 (в плане)

- Прочитайте первый вопрос.

Попробуем найти на него ответ.

На доске слова: норка гладкая красный галка лисички рыжие бантик весёлое

- Внимательно прочитайте слова и разделите их на две группы.

- По какому признаку разделили, докажите.

- Дополните второй столбик своими примерами. Что общего у этих слов?


Вопрос 2.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем.

На доске текст.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

- Дополните этот текст именами прилагательными. Запишите получившийся текст.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

- О чём был первый текст?

- О чём второй?

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.

Что же отличает один текст от другого?

- какую же роль выполняют имена прилагательные в речи? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её более образной, точной, эмоциональной.)

- Вспомните, как называется выразительное средство, когда с помощью прилагательных можно создать яркую и эмоциональную картину. Именно его используют писатели и поэты в своих произведениях. (эпитет)

Кирилл и Мефодий урок 5 человечек 9

Вывод


Вопрос 3.

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отгадаем загадки.

Бурый, мохнатый, косолапый … (медведь)

Яркое, ласковое, весеннее … (солнце)

Дальняя, трудная, незнакомая … (дорога)

Смешные, забавные, короткие … (рассказы)

- Как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? Почему имена прилагательные с разными существительными отвечают на разные вопросы?

- Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе?

Такая связь называется согласованием в роде и числе.


Вопрос 4.

- Вот мы сразу и ответили на 4 вопрос. Как же изменяются имена прилагательные?


Задание.

- От слов в скобках образуйте имена прилагательные, ставя их в том же роде и числе, что и имена существительные, запишите получившиеся словосочетания, определите род и число имён прилагательных.

Жизнь (счастье)

Чувство (радость)

Ребёнок (прелесть)

Пирожные (вкус)

Стройка (гигант)


- Какая орфограмма встретилась при записи имён прилагательных? В каком слове не написали непроизносимый согласный?


Физминутка

- Я буду называть прилагательные, если назову прилагательное ж.р. – присесть, если м. р. – руки вверх, потянуться, если ср. р. – наклон вперёд.

Добрый. Ласковая, маленькое, весёлая, смешной, молодая, вкусное, прозрачный, золотое, бегает.


Вопрос 5.

- Будет ли это орфограммой? Почему?

Ранн… весна какая?

Ласков… солнце … какой?

Сладк… сон какие?

Осенн… небо какое?

Мелк… ягода

Зимн… забавы

- Какой вопрос подойдёт, чтобы проверить правильность написания окончания?

Вывод

Кирилл и Мефодий урок 5 человечек 6


Составление рассказа об имени прилагательном по плану

(работают самостоятельно, затем в парах, потом устно всем)

Вопросы Почемучки

- Почему вначале изучается имя существительное, а только потом имя прилагательное?

- Почему имя прилагательное согласуется с именем существительным?

-Род имён прилагательных – это постоянный признак?

  1. Проверка изученного (тест)

  2. Итог урока.

- Я прочитаю стихотворение, а вы догадайтесь о чём идёт речь?


Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.


Домашнее задание.

Цель: закрепить знание о прилагательном, как о части речи, учить находить прилагательные в тексте, подбирать прилагательные к существительным, образовывать прилагательные от существительных, уточнить значение прилагательных в речи, повторить изученные ранее орфограммы.


Оборудование: сердечко и 8 лепестков для цветика-восьмицветика со сведениями об имени прилагательном как о части речи , карточка «Объявление», «Мишуткина книжка», изображения пчёлки, бабочки и двух воробьишек, карточки с заданиями, магнитная доска.


Ход урока:


  1. Орг. момент.


Словно светлый лесной родник,

По весне устремлённый к морю,

Чист и звучен русский язык.

Он звенит,

Сквозь сердце струится

И зовёт, и зовёт за собой…

Дал он имя звезде любой,

Зверю каждому, каждой птице.

Травам, тропам, ветрам – всему

Подыскал он обозначение.

Поспевай за его теченьем!


Сегодня у нас урок русского языка, который мы начнём с того, что запишем в тетради число, классная работа.


  1. Минутка чистописания.


Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

Как правильно буквы соединять.

( На доске написано: и им имя)

Из каких элементов состоит буква « и»? Напишите строчку этой буквы.

Как соединяются между собой буквы «и» и «м»? Напишите строчку этого соединения.

Как соединяются между собой буквы «и», «м» и «я»? Напишите строчку этого соединения букв в слове «имя».


  1. Постановка проблемы.


Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени. Не знаете, о чьём?


  1. Сообщение темы урока.


Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о прилагательном, как о части речи и об употреблении прилагательных в речи.


  1. Орфографическая работа «Ассорти»


Найти ошибки в словах и их исправить.


На днях прочитала одно объявление:

«Друзья, помогите! Пропал мой Дружок!

Он глупый ещё, заблудился, наверно,

Пушистый, весёлый, забавный щенок.

Мы с ним в воскресенье пошли на прогулку,

К ребятам зашли покататься на прут,

С тех пор он пропал, без него я скучаю.

Вернись, мой любимец, тебя очень жду!»



  1. Игра «Какое слово из предыдущего задания лишнее?»


  1. Задание «Собери волшебный цветок»


На полянке рос цветок

Цветик-восьмицветик

Дунул ветер озорной,

Лепестки унёс с собой,

А потом их разбросал

По лесной полянке,

Средь травинок и цветов,

В углубленья, в ямки.


Я их все собрала, но без вашей помощи мне их на место не вернуть, цветик-то волшебный. Если мы вспомним всё, что вы изучали про имя прилагательное, как про часть речи, то цветик-восьмицветик мы сможем собрать.


А пока грустит, вздыхая,

Серединка от цветка.


- Вернёмся к слову «звёздное», почему оно является именем прилагательным?

(Цветику-восьмицветику возвращаются 3 лепестка.)


  1. Работа с текстами.


Первый текст:

Весна. Проталинки. Ручей.

Капели звон и крик грачей.

Деревья, почки и трава.

Цветы, подснежник и листва.

- Похожи эти чем слова?

Выпишите подчёркнутые существительные в первый столбик.


Второй текст:

Весна. У дома тёмные проталинки.

Капели звон. Крик радостный грачей.

А у деревьев, где трава высокая,

Весёлый, звонкий, озорной ручей.


- Сравните эти два текста. Чем они похожи? Чем отличается второй текст от первого?

Выпишите из второго текста имена прилагательные во второй столбик напротив того существительного, с которым оно в предложении связано.

Докажите, что слова второго столбика являются прилагательными.

( Цветику-восьмицветику возвращаются оставшиеся лепестки)


9. Обобщение.


- Мы собрали весь волшебный цветок. Что же он рассказал про имя прилагательное, как про часть речи?


10. Физкультминутка.

Ветер озорной подул,

Цветик удивился,

Вправо, влево и назад,

Прямо наклонился.

До земли, присев, достал,

Потихоньку тут же встал.

Потянувшись, выше, выше,

Выше тучки, солнца стал.


11. Задание пчёлки.

-Наш цветок привлёк внимание разных гостей, и они к нам спешат.


Какой чудесный здесь цветок!

Моё привлёк внимание.

Я соберу с него нектар,

А вам пока задание.

Его я в лапках принесла

И очень утомилась.

Как рада, что цветок нашла

И в центре приземлилась.


Задание пчёлки.

Придумайте и запишите к каждому существительному прилагательное. Существительные вам продиктует учитель.

( Слова для записи: город, море, берёза, ель, сосна, село )

Докажите по волшебному цветку, что слова второго столбика являются прилагательными.


12.Чудесные превращения слов.


Загадка.

Была сперва личинкой я,

Потом я растолстела.

А почему?

Ну, потому, что очень много ела.

По листьям ползала с трудом

Я гусеницей толстой.

Потом я куколкой была

И всё спала, спала, спала.

А после сна вдруг поняла,

Как я похорошела.

Расправив крылья, прямо к вам,

Ребята, прилетела.


- Да, я – бабочка. Вы слышали, какие со мной произошли чудесные превращения?

Поэтому я вам принесла задание «Чудесные превращения слов»:


Задание.

Из существительных первого столбика ( из задания пчёлки) получить прилагательные с помощью волшебных помощников: суффиксов «ск», «ов» и окончаний «ой», «ый», «ий», «ая», «ое», «ые» и «ие».

-Запишите получившиеся прилагательные в столбик.

Докажите по цветику-восьмицветику, что они являются прилагательными.


13.Самостоятельная парная работа.


На вас с приятелем давно

Смотрели мы через окно.

Потом решили залететь,

Чтоб на цветок ваш посмотреть.

А вам, друзья, заранее

Мы выбрали задание


- Выполните вместе с соседом по парте упражнение 473 на странице 178 учебника.


14. Проверка самостоятельной работы


- Какие словосочетания вы выписали из каждого предложения? Назовите имена прилагательные. Докажите с помощью волшебного цветка, что эти слова являются прилагательными.


15. Домашнее задание

.

Выполнить упражнение 476 на странице 179



16. Итог урока

- О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Что же мы знаем о прилагательном, как о части речи, повторим по цветику-восьмицветику.


17. Оцени себя сам.


-Напиши своё имя рядом с тем утверждением, с которым ты согласен.


1) Я работал на уроке активно, с заданиями справился без ошибок.

2) У меня были ошибки, но их было мало.

3) Я пока допускаю много ошибок, но я стараюсь.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ