Урок русского язык по теме «Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу». в 3 классе
Урок русского язык
по теме «Составление слов
по схемам. Порядок разбора слова по составу».
в 3 классе «Б»,
разработан учителем начальных классов
МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа
Соловьёвой О.А.
Тема: Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
Цель: – развитие умений разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа, чтение схем состава слова, подбор слов к заданным схемам.
- способствовать формированию умения формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения этой проблемы
- воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, желания отстаивать свою точку зрения, соблюдая при этом коммуникативную культуру
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
I Организационный момент:
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок русского языка!
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Какую цель поставим перед собой? (Узнать много нового) СЛАЙД 2
- Ребята откройте тетрадь. Запишите число. Классная работа. Выделите орфограммы. СЛАЙД 3
Минутка чистописания.
- Для того, чтобы узнать какие буквы мы сегодня пропишем, выполним задания. СЛАЙД 4
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) СЛАЙД 5
- Кто из вас знает, как называется такая загадка.
- Ребята, а сможете объяснить значение слова шарада.
- А где мы можем найти значение этого слова.
ШАРАДА — ШАРАДА, ы, жен. Загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках. Разгадать шараду. Разыграть шарады. Толковый словарь Ожегова СЛАЙД 6
- Придумайте ассоциацию к слову шарада.
«МОЗГОВАЯ РАЗМИНКА»
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Запишите ответы графически. 1. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. О смысле в предложении, Всем я расскажу. (Окончание)
4. Ну а я частичка.
Обозначусь как птичка,
Только вот наоборот.
Это каждый разберет. (Суффикс)
2. Я и часть, я и предлог.
Без меня никто не смог.
Я и слово, и добавка,
Называюсь я… (Приставка)
5. Часть я очень главная,
В слове я живу.
Без меня нет смысла
Ни розе, ни ежу. (Корень)
3. Без окончания, часть слова.
Именуется … (Основа)
6. Та слова часть, что изменяется,
……… называется. (Окончаньем)
- Взаимопроверка по эталону СЛАЙД 7
Вопросы к ученику, выполнявшему работу у доски (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- С какой целью мы выполняли «Мозговую разминку»? Что повторили? Как называются, одним словом? (Части слова)
- Где нам пригодятся эти знания?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
- А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Молчанка».
На доске записаны слова в три столбика (по количеству рядов в классе). Одновременно три ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики – основу, следующие – суффиксы, приставки, последние – корень. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил. Слова для разбора:
грязный часовой капустная
перегородка подорожник побелка
– На основе проведённой игры сформулируйте тему урока. (Разбор слова по составу.) Запись на доске.
План.Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
ΙII. Развитие умений – применение знания.
. Составление слов по схемам. Работа в группах.
- Ребята, на доске записаны соединения букв. сад а по к СЛАЙД 8
Подумайте, что можно составить из этих соединений? (Слово)
Посадка СЛАЙД 8
- А из каких частей состоит слово? (Окончания и основы)
- Что такое окончание? Основа это…
- А из чего состоит основа? ( Основа может состоять из …)
- Как иначе мы можем назвать записанные соединения. (Части слова)
- А вот какие это части мы уточним немного позже.
- Сначала надо слово разобрать по составу. Что значит разобрать слово по составу? (Выделить все его части)
Выявление места и причины затруднения и выход из него.
- Сейчас вам надо будет разобрать это слово по составу.
- Для этого разделимся на группы и составим порядок разбора слова по составу на примере слова «посадка». (Карточки)
(пригласить 2-3 обучающихся к компьютеру, для разбора слов по составу. ЦОР)
- Какую работу выполняли в группах? (Составляли порядок разбора слова по составу)
- Сравним порядок разбора с эталоном
Эталон СЛАЙД 9
Изменяем слово и выделяем окончание. (?)
Отделяем окончание от основы и выделяем основу. (?)
Подбираем однокоренные слова и выделяем корень. (?)
Выделяем приставку. (?)
Выделяем суффикс. (?)
- Теперь уточните, какие части слова мы с вами записаны? (Корень - сад, окончание - а, приставку - по, суффикс – основа- посадк )
ФИЗМИНУТКА
(продолжение работы в группах)
- Запишите однокоренные слова к слову корню сад под схемами, разберите их по составу. ( карточки для каждой группы) ( На доске схемы по 1 человеку с группы выходят к доске и записывают слова под схемами)
Посадка, сады, посади, садики.
- оцените работу своей группы.
3. Развитие умений работать по алгоритму.
- Что обозначают схемы? (Состав слов)
- Из чего состоят основы записанных слов?
- Сделайте вывод ОСНОВА ….(может состоять …)
- Какое задание мы выполняли? (Составляли слова по схемам)
– Удалось ли вам выполнить задание?
Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку вы бы себе поставили? ( покажите сигнальными карточками)
– Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.
- Кто назовет вторую тему нашего урока? (Составление слов по схемам)
- Какую цель перед собой поставим?
- Для чего мы составляли слова по схемам? Где нам это пригодится?
- Кто сможет повторить название темы нашего урока полностью? (Порядок разбора слова по составу. Составление слов по схемам)
Включение в систему знаний
Работа в парах. (Работа с таблицами. (Карточки) У доски выполняют задание 1 пара обучающихся.
Во время работы в парах индивидуально к компьютеру приглашается 2 человека для выполнения индивидуального задания. ЦОР « Собери слово по схеме»
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
походка
слово
сестрицы
река
налетели
учил
куст
молчит
сады
мудрец
старость
домик
- Инструктаж.
Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово. Что нам поможет выполнить это задание? (Порядок…)
- Проверка по эталону. СЛАЙД 12-13
- Выполнив это задание вы, составили слова, а из чего вы их составляли? (Частей слова) ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
СУФФИКС
ОКОНЧАНИЕ
СЛОВО
походка
слово
сестрицы
река
пословица
налетели
учил
куст
молчит
научит
сады
мудрец
старость
домик
мудрость
Установление связи между словами в предложении.
- Что можно составить из полученных слов? (Предложение)
- Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение? (Изменить окончание слова «мудрость»)
- А для чего нужно изменить окончание слова «мудрость». (Как связаны слова в предложении)
Пословица научит мудрости.
- Как иначе можно назвать записанное предложение? (Пословица)
- Цель работы? Ее применение?
Работа с пословицей
- Дополните пословицу недостающим словом, которое представлено схемамой: СЛАЙД 14
Поговорка – цветочек, пословица – ^ * .(Ягодка)
- Записать и разобрать слова на доске. Составить схемы.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
Выполнение упр. 200 (составь слова по схеме)Самостоятельная работа по вариантам 1 вариант- верхняя строчка, 2 вариант –нижняя строчка .
Взаимопроверка (обмениваются тетрадями в парах).
-Оцените деятельность своего соседа.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V. Домашнее задание.
Всем: Придумать шараду.
По выбору: 1. упр. 5 стр.163 (учебник)
2. упр. 4 стр.163 (учебник)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ