Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №4

с. Коноково муниципального образования Успенский район






Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

«Правописание безударных личных окончаний глаголов»





подготовила

учитель начальных классов

Цыганкова Светлана Владимировна





















с. Коноково

2013



Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

  • закрепить правописание личных окончаний глаголов;

  • дать представление о разноспрягаемых и особоспрягаемых глаголах;

  • развивать связную речь учащихся.

Ход урока.

  1. Минутка чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы рассмотрим написание буквы «М». Какой звук обозначает буква «М», дайте характеристику этому звуку. (Запись буквы «М» строчной и заглавной, а также в соединении с другими буквами.)

Мир стро..т, а война разруша..т.

- Записать предложение, вставляя пропущенные буквы.

2. Введение в тему урока.

- У кого-то возникло затруднение при написании пропущенных букв?

- Почему возникла проблема? На какую орфограмму пропущенные буквы?

- Сегодня мы продолжим решать эту проблему.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных личных окончаний глаголов). Слайды 2-3.

- Почему этой теме мы уделяем столько внимания?

- Сегодня на уроке мы узнаем ещё об интересных свойствах глагола.

- А для чего в нашей речи необходимы глаголы? (Слова любить, жить, учиться, заботиться… сопровождают нас всю жизнь)

3. Игра «Верно ли высказывание?»

- Что вы уже узнали о глаголе, проверим, проведя игру «Верно ли высказывание?»

- Верно ли высказывание:

1). Спряжение – это изменение глаголов по временам?

2). Все глаголы спрягаются?

3). Глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос что делать?

4). Глаголы прошедшего времени образуются от глагола начальной формы при помощи суффикса л ?

5). Глаголы совершенного вида имеют все формы времени.

4. Работа по теме урока.

- Работа в группах. Слайды 4-5.

- Составить алгоритм проверки написания гласной в безударном личном окончании глагола.

- Самостоятельная работа по карточкам. Записать слова, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение глаголов, пользуясь алгоритмом. (Проверка по эталону). Слайд 6.

- Оценить выполненную работу. Критерии оценивания вы знаете.

5. Работа с фразеологизмами. (Устойчивое выражение речи, чтобы сделать её более выразительной). Слайд 7.

-Работа в парах.

- Вставить пропущенные слова. (Проверка по эталону).

- Оценить работу.

6. Знакомство с новым свойством глаголов. Разноспрягаемые глаголы.

Работа в группах.

- Проспрягайте и определите, к какому спряжению можно отнести глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ. Слайд 8.

-Что интересного заметили?

- Глагол «хотеть» в ед. числе спрягается по I спряжению, а во множественном числе по II спряжению.

- Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.

- Проспрягайте глаголы победить, чудить, висеть.

- Какое затруднение вызвало у вас это задание?

- У этих глаголов отсутствует форма 1 лица ед. числа.

- А глагол чтить в 3 лице множ. числа имеет 2 формы – чтут и чтят.

7. Особоспрягаемые глаголы.

- Работа в группах.

- Измените по лицам и числам глаголы есть и дать. Обратите внимание на окончания этих глаголов в единственном числе. Слайд 9.

- Являются ли такие окончания типичными для глаголов?

- Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний. Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.

8. Развитие речи. Работа в парах.

- Составить «Синквейн» на слово «ГЛАГОЛ».

(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное - Глагол, два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее суть

предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы).

( Глагол.

Разноспрягаемый, интересный.

Рассказывает, уточняет, удивляет.

Глагол – самая интересная и загадочная часть речи.



Движение.

Сороченко Ульяна, Тарасова Диана.)

9. Творческая работа. Слайды 10 – 16.

- Написать мини-сочинение «Зимние чудеса», 3- 5 предложений.

- Напомните структуру любого сочинения. (Вступление, основная часть, заключение).

- Помогут вам в этом картины великих русских художников и музыка замечательного композитора Антонио Вивальди.

10. Итог урока.

- О каких интересных глаголах вы сегодня узнали?

- Повторить алгоритм написания безударного личного окончания глаголов.

11. Домашнее задание.

1). Выполнить морфологический разбор любого глагола.

2). Мини - сочинение «Глагол в русском языке».



































Список использованной литературы


  1. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 2005.

  2. «Играем с глаголами: иллюстрации». Издательство «Книголюб».

3. С. Невская, Л.Тростенцова, П.Гаев. Морфология.Часть 2.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы



  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ