Внеклассное мероприятие для 3 класса "Путешествие в город Лексика"

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 733

г. Москвы




Внеклассное мероприятие по русскому языку

3 класс

«Путешествие в город Лексика»





подготовили

Афиногенова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Дорошина Валентина Владимировна

учитель начальных классов









Москва 2013г.

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Путешествие в город Лексика».

Цель:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся.

  2. Закрепление понятия о лексике как разделе науки о языке; понятия лексического значения слова; однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы; омонимы. Закрепить понятие фразеологизмы.

  3. Формировать умения:

- определять лексическое значение слова;

- употреблять в речи слова в соответствии с их лексическим значением.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  2. Презентация «Лексика».

  3. Иллюстрации на тему «Лексика».

  4. Рисунки учеников на тему «Фразеологизмы».

  5. Презентации учеников «Рассказ о слове», выполненные в программе «Перволого».



























Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Путешествие в город Лексика».

Ученик 6 класс:

Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, Родина, Россия звонкие и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом мучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!

Ученик 6 класс:

Горят, как жар слова

Иль стынут, словно камни, –

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Ученица 6 класс:

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения.

Стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».

Ученик 6 класс:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нет!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И всё, что в памяти у нас, –

Означено словами.

Учитель:

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в необычный город, а название у этого города Лексика. ЛЕКСИКА – это словарный запас языка. Слово ЛЕКСИКА происходит от греческого ЛЕКСИС – слово, выражение, оборот. Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается.

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются …………...?

Однозначные слова.

Ученики 3 класс:

Однозначные слова.

Ученик 3 класс:

Загадка.

Плывет туда-сюда

Целый остров изо льда (айсберг).

Слово айсберг имеет одно лексическое значение.

Ученик 6 класс:

Ребята, попробуйте узнать, какие однозначные слова скрыты в ребусах.

ДЫМ ГРОЗА КОТ

Ученик 3 класс:

Слова, дым, гроза, кот имеют одно лексическое значение, называются однозначными.

Ученик 3 класс:

Вывод: Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются однозначными.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются ……………?

Ученики 3 класс:

Многозначные слова.

Многозначные слова.

Ученик 6 класс:

Есть хвост у падающих звёзд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолёта – он нужен для полёта.

Хвостом корова бьёт слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Они хвостом сражаются!

Учитель:

Что за странное слово? Как так получилось, предметов много, а слово одно?

Ученик 3 класс:

Слово хвост имеет несколько лексических значений. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначные.

Учитель:

Какие многозначные слова знаете вы?

1-й ученик 3 класс:

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются – ….(иголки).



2-й ученик 3 класс:

Ею мы в руку ручку берём.

Ею маляр стену побелит.

Её с куста винограда сорвём,

Будет для нас награда (кисть).

3-й ученик 3класс:

Первое шумно из пушки стреляет.

Ну а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдёшь,

Если зубами его разгрызёшь (ядро).



4-й ученик 3класс:

В тетради я бываю косая и прямая.

В другом своём значении я планка для черчения.

И, наконец, порою в шеренгу вас построю (линейка).



5-й ученик 3 класс:

Летом зеленел на грядке.

Наземь осенью упал.

Я есть в книжке и в тетрадке (лист).

Учитель:

Какие слова называются многозначными?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными.

Омонимы.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие совершенно разное лексическое значение называются …………….?

Ученики 3 класс:

Омонимы.

Ученик 6 класс:

В море суши полоса называется коса.

А у девушки коса цвета спелого овса.

На траве лежит роса –

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?



Учитель:

Давайте поможем ответить на вопрос.

Ответы учеников 3-го класса:

Коса – часть суши.

Коса – причёска у девочки.

Коса, которой косят траву.

Учитель:

Попробуйте узнать, о каких словах-омонимах идёт речь в загадках.

Ученик 6 класс:

Загадки про омонимы.

  1. Есть омонимов немало: вот продукт свиное сало.

Был в истории момент – звался тайный так агент (шпик).

  1. Чтоб в ванну нам воды набрать, его мы будем открывать.

Ну, а на стройке он другой: большой, подъёмный и стальной (кран).

  1. Он – ботанический, фруктовый, зоологический, вишнёвый,

И даже детский он бывает.

Кто это слово отгадает? (сад)

  1. Есть она у чемодана и у школьницы любой.

Есть у двери ресторана и у чашки голубой (ручка).

  1. В дневнике он – огорченье, стыд, позор ученика.

А козе на приключенья не даёт сбежать с лужка (кол).

Учитель:

Ребята, а какие слова-омонимы знаете вы?

1-ученик 3 класс:

Кто с него снимает кожу, будет в три ручья реветь.

Без него стрела не сможет до мишени долететь.

Лук – овощ.

Лук – оружие.

2-ученик 3 класс:

Первая в норке иль в щёлке живёт,

Кот её выхода радостно ждёт.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руке её Катя и Маша.

Ну а под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит.

Мышь – животное.

Мышка компьютерная.

Мышка (подмышка) – часть тела человека.

3-ученик 3 класс:

Первые все мы в игре набираем,

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам все улучшают,

Летом от солнца глаза защищают.

Очки – баллы за победу в игре.

Очки для зрения и солнечные.

4-ученик 3 класс:

Первая ярко на небе сверкает,

Дождь и грозу нам она предвещает.

А вот вторую в одежде найдёте,

Быстро со скрипом её застегнёте.

Молния – явление природы.

Молния – застёжка для одежды.

5-ученик 3 класс:

Там, где нужен ключ обычный,

Не поможет ключ скрипичный.

И лесным ключом, поверь,

Не откроешь эту дверь.

Ключ – родник в лесу.

Ключ от дверного замка.

Ключ на нотном стане. Скрипичный или басовый ключ.

Ученик 6 класс:

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Исправь ошибку».

Задание.

На доске записаны предложения и подобрана картинка, которая не соответствует тексту. Ученики должны подобрать ту, которая соответствует тексту.

  1. Из-под земли бил горячий ключ.

  2. На лугу цвела кашка.

  3. Иван-царевич натянул тугой лук.

  4. Бабушке купили новые очки.

  5. Саша набрал полную корзину лисичек.

  6. У Тани длинная красивая коса.

  7. Из норки выбежала маленькая мышка.

  8. На небе появился месяц.

Учитель (подведение итога):

Какие же слова мы называем омонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются …………?

Ученики 3 класс:

Синонимы.

Синонимы.

Ученик 6 класс:

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-то-пама…

Нет, ги-попо-тото-попама…

Нет, ги-тото-попо-потама…

Пусть мама скажет за меня!

Вошли в открытые ворота

И побежали мы вдвоём

Взглянуть на ги… на бегемота.

Мы чаще так его зовём.

Я думаю, гиппопотама

Зовут так трудно для того,

Чтоб сторож из глубокой ямы

Пореже вызывал его.

Учитель:

Как так получилось, что животное одно, а названий у него два?

Ученик 3 класс:

Слова бегемот и гиппопотам называют одно и то же животное, различаются только тем, что слово – бегемот мы чаще употребляем в разговорной речи, а слово – гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях.

Учитель:

В русском языке много синонимов, про них придумали даже загадки. Попробуйте отгадать, о каких словах-синонимах идёт в них речь.

Ученик 6 класс:

1.В языке родном, богатом

Много сходных слов ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи (доктор).

2.Ясен здесь ответ любому:

Пища, только по-другому.

Не составит вам труда

Отгадать, что то … (еда)

3.Надеюсь, вы, друзья, готовы

Отель назвать мне русским словом (гостиница).

4.Здесь придётся подумать немного

И назвать по-другому дорогу.

Про шоссе и тропинку забудь!

Слово очень обычное …. (путь).

5.Гляди, поехала машина,

Из-под колёс – фонтаном пыль.

Машину можно звать машина,

А можно звать …. (автомобиль).

Ученик 6 класс:

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Синонимы-рифмы». Я буду называть слово, а вы должны подобрать синоним в рифму.

Волшебник – ……… (маг).

Знамя – ……… (флаг).

Шум – ……… (грохот).

Смех – ……….. (хохот).

Тайна – ………… (секрет).

Внезапно – ……… (вдруг).

Товарищ – ………. (друг).

Верный – ……….. (надёжный).

Трудный – ………. (сложный).

Здесь – ……….. (тут).

Работа – ……… (труд).

Учитель (подведение итога):

Какие же слова мы называем синонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются синонимами.

Антонимы.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Спорим летом и зимой,

Спорим днем и ночью,

Ты – со мной, а я - с тобой;

Разные мы очень

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Ученики 3 класс:

Антонимы.

Учитель:

Мы прибыли на станцию Антонимы. Слово антоним, в переводе с греческого языка, значит: «анти» – против, «онима» – имя, т. е. слова с противоположным именем.

И грустно и радостно.

Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

Н. Сладков.

Какую красивую картину осени нарисовал Николай Сладков. А как вы думаете, какие слова помогли автору? (ответы учеников) Найдите в тексте слова-антонимы (текст распечатан для каждого ученика).

Учитель:

Ребята, а какие загадки со словами-антонимами знаете вы?

Ученик 3 класс:

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада).

Ученик 3 класс:

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина).

Ученик 3 класс:

Я антоним к слову смех.

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач

Догадались? Это … (плач)

Ученик 6 класс:

В русском языке очень много пословиц, которые построены на противопоставлении. Давайте вспомним некоторые из них (ученик 6-го класса начинает пословицу, а ученики 3-го класса продолжают).

Пословицы.

  1. Знай больше, а говори ……….. (меньше).

  2. Лучше вещь – новая, лучший друг – ………… (старый).

  3. Мир строит, а война …………. (разрушает).

  4. Смелый побеждает, а трус ………….(погибает).

  5. В ученье корень горек, зато плод …………. (сладок).

  6. Ученье – свет, а неученье – ………. (тьма).

Ученик 6 класс:

И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово – потерял,

И скажешь ты: … (нашёл).

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь: … (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь: … (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты: … (храбрец)

Теперь начало я скажу, –

Ну, отвечай … (конец).



Учитель (подведение итога):

Какие же слова мы называем антонимы?

Ученики 3 класс:

Вывод. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, называются антонимами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

На вопросы отвечали и загадки разгадали.

Все немножечко устали.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны, пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Учитель:

Внимание! Поезд отправляется, просьба занять свои места.

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.

Постоянные, устойчивые сочетания слов называются ……………….?

Ученики 3 класс:

Постоянные, устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологизмы.

Сценка. Стихотворение «Ни пуха ни пера».

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

- Не дерись, не дразнись, не петушись,

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час едва живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Учитель:

- Что пожелала мама-квочка сыну, провожая его словами «ни пуха ни пера»? (ответы учеников)

- В каком значении она употребила это выражение? (ответы учеников)

Желая сыну «ни пуха ни пера», мама-квочка употребила это выражение в переносном смысле, пожелала удачи петушку.

Учитель:

Станция, на которую мы с вами прибыли, называется Фразеологизмы. Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. Я вам желаю ни пуха ни пера на станции «Фразеологизмы». А сейчас попробуйте узнать, о каких фразеологизмах идёт речь в стихотворениях.

1-й ученик 6 класс:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

2-й ученик 6 класс:

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Задание.

Ученики 3-го класса должны узнать фразеологизмы и объяснить их значение.

Учитель:

В нашей речи есть много фразеологизмов, где встречаются названия частей тела человека рука, голова, нога. Давайте вспомним некоторые из них.

Задание по группам (рядам). Побеждает та группа, которая назовёт больше фразеологизмов.

1 группа: фразеологизмы со словом рука.

(рука об руку, набить руку, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки)

2 группа: фразеологизмы со словом голова.

(голова кругом идёт, с ног до головы, потерять голову, ломать голову, как снег на голову)

3 группа: фразеологизмы со словом нога.

(на короткой ноге, встал с левой ноги, со всех ног, еле ноги унёс, к нему ни ногой)

Подведение итога, награждение.

Учитель:

В русском языке встречаются фразеологизмы не только с названиями частей тела, но и с названиями животных.

Ученик 3 класс:

Плачет Ёж. Какое горе! 
Быть хотел солистом в хоре. 
Но Ежу, сказала Муха, 
Наступил Медведь на ухо.

Наступил Медведь на ухо – это когда у человека отсутствует музыкальный слух.

Ученик 3 класс:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

Оказать медвежью услугу неумелая и неловкая услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность.

Ученик 3 класс:

Жил да был Воробей 
По прозванью Ротозей. 
И зимой, и летом он 
Обожал считать ворон.

Cчитать воронбыть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать…

Учитель:

А сейчас мы отправимся в зоопарк, но он необычный, называется «Фразеологический зоопарк».

Ученик 6 класс:

Ребята, попробуйте узнать, о каких животных идёт речь во фразеологизмах.

  1. Очень медленный шаг (черепаший шаг).

  2. Так говоря о человеке, у которого очень хорошее зрение (орлиное зрение).

  3. Так говоря о человеке, у которого длинная, тонкая шея (лебединая шея).

  4. Так говорят, когда очень хочется кушать (голодный как волк).

  5. Кто никого не хочет слушать, скажут (упрямый как осёл).

  6. Очень большая доля чего-то, которая кому-то досталась (львиная доля).

Учитель:

Ученики 6-го класса подготовили для вас задание, они зашифровали фразеологизмы и нарисовали иллюстрацию, попробуйте узнать, какие фразеологизмы зашифровали ученики 6-го класса (рисунки учащихся 6-го класса).

Ученик 6 класс:

Так говорят о тех, кто любит очень много болтать (чесать языки).

Ученик 6 класс:

Так говорят о человеке, который любит подслушивать (развешивать уши).

Ученик 6 класс:

Так говорят о человеке, который на кого-то злится и хочет причинить кому-нибудь какую-нибудь неприятность (точить зубы).

Ученик 6 класс:

Так говорят о человеке, который не очень хорошо чувствует себя в незнакомом месте (как не в своей тарелке).

Ученик 6 класс:

Так говорят о девушке, которая хочет кому-то понравиться (строить глазки).

Учитель:

Молодцы, справились с заданием, а какие вы нарисовали иллюстрации к фразеологизмам. Давайте посмотрим, что у вас получилось (ученики 3-го класса показывают свои иллюстрации и объясняют значение фразеологизма).

Учитель:

Разгадайте ребус и назовите фразеологизм.

(Бить баклуши)

Молодцы, разгадали ребус, никто на уроках не бил баклуши, все меня внимательно слушали, и теперь вы сможете ответить на вопрос. Как называются постоянные устойчивые выражения в русском языке, которые делают нашу речь ярче, выразительнее?

Ученики 3 класс:

Вывод: Постоянные, устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Учитель:

Паровозик наш бежит и колёсами стучит.

Что случилось?

Ученики 3 класс:

Остановка.

Учитель:

Вот и закончился наш урок-путешествие. Конечная станция – город Лексика.

Ученик 3 класс:

Я изучаю то, чем наш язык богат,

Что все богатство мира отражает,

   Людей, животных, вещи называет,

       Хранит надежно наших знаний клад.

                                                  Все наши мысли, опыт и мечты

Несет из поколенья в поколенье,

И в нем литературные творенья

Находят свой источник красоты.


Проекты учеников 3-го класса «Рассказ о слове». Программа «Перволого».


Учитель:

Сегодня мы говорили о ЛЕКСИКЕ, разделе русского языка, который изучает слово и его значение. Вспомнили устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами. И всё это мы с вами узнали благодаря урокам русского языка.

Ученик 6 класс:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Ученик 6 класс:


Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Ученик 6 класс:


Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

                                                                  С.Абдулла



Список литературы.


  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 171 с.

  2. Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с.(Серия «Учимся играя»)

  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. Работы по рус. яз.: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1998. – 207 с.

  4. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.. К УМК В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России» ФГОС)

  5. Канакина В.П., Горецкий В. Г.. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.

http://nsportal.ru





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ