Внеклассное мероприятие для 3 класса "Путешествие в город Лексика"
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Внеклассное мероприятие по русскому языку
3 класс
«Путешествие в город Лексика»
подготовили
Афиногенова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы,
Дорошина Валентина Владимировна
учитель начальных классов
Москва 2013г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в город Лексика».
Цель:
Обогащение словарного запаса учащихся.
Закрепление понятия о лексике как разделе науки о языке; понятия лексического значения слова; однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы; омонимы. Закрепить понятие фразеологизмы.
Формировать умения:
- определять лексическое значение слова;
- употреблять в речи слова в соответствии с их лексическим значением.
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Презентация «Лексика».
Иллюстрации на тему «Лексика».
Рисунки учеников на тему «Фразеологизмы».
Презентации учеников «Рассказ о слове», выполненные в программе «Перволого».
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в город Лексика».
Ученик 6 класс:
Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, Родина, Россия звонкие и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом мучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!
Ученик 6 класс:
Горят, как жар слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Ученица 6 класс:
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в русском языке точного выражения.
Стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова».
Ученик 6 класс:
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нет!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Учитель:
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в необычный город, а название у этого города Лексика. ЛЕКСИКА – это словарный запас языка. Слово ЛЕКСИКА происходит от греческого ЛЕКСИС – слово, выражение, оборот. Садитесь поудобнее, наше путешествие начинается.
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются …………...?
Однозначные слова.
Ученики 3 класс:
Однозначные слова.
Ученик 3 класс:
Загадка.
Плывет туда-сюда
Целый остров изо льда (айсберг).
Слово айсберг имеет одно лексическое значение.
Ученик 6 класс:
Ребята, попробуйте узнать, какие однозначные слова скрыты в ребусах.
ДЫМ ГРОЗА КОТ
Ученик 3 класс:
Слова, дым, гроза, кот имеют одно лексическое значение, называются однозначными.
Ученик 3 класс:
Вывод: Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются однозначными.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются ……………?
Ученики 3 класс:
Многозначные слова.
Многозначные слова.
Ученик 6 класс:
Есть хвост у падающих звёзд,
И у семян бывает хвост,
У птиц, у самолёта – он нужен для полёта.
Хвостом корова бьёт слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются!
Учитель:
Что за странное слово? Как так получилось, предметов много, а слово одно?
Ученик 3 класс:
Слово хвост имеет несколько лексических значений. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначные.
Учитель:
Какие многозначные слова знаете вы?
1-й ученик 3 класс:
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются – ….(иголки).
2-й ученик 3 класс:
Ею мы в руку ручку берём.
Ею маляр стену побелит.
Её с куста винограда сорвём,
Будет для нас награда (кисть).
3-й ученик 3класс:
Первое шумно из пушки стреляет.
Ну а второе спортсмены метают.
Третье в скорлупке ореха найдёшь,
Если зубами его разгрызёшь (ядро).
4-й ученик 3класс:
В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении я планка для черчения.
И, наконец, порою в шеренгу вас построю (линейка).
5-й ученик 3 класс:
Летом зеленел на грядке.
Наземь осенью упал.
Я есть в книжке и в тетрадке (лист).
Учитель:
Какие слова называются многозначными?
Ученики 3 класс:
Вывод. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными.
Омонимы.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие совершенно разное лексическое значение называются …………….?
Ученики 3 класс:
Омонимы.
Ученик 6 класс:
В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса цвета спелого овса.
На траве лежит роса –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Учитель:
Давайте поможем ответить на вопрос.
Ответы учеников 3-го класса:
Коса – часть суши.
Коса – причёска у девочки.
Коса, которой косят траву.
Учитель:
Попробуйте узнать, о каких словах-омонимах идёт речь в загадках.
Ученик 6 класс:
Загадки про омонимы.
Есть омонимов немало: вот продукт свиное сало.
Был в истории момент – звался тайный так агент (шпик).
Чтоб в ванну нам воды набрать, его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой: большой, подъёмный и стальной (кран).
Он – ботанический, фруктовый, зоологический, вишнёвый,
И даже детский он бывает.
Кто это слово отгадает? (сад)
Есть она у чемодана и у школьницы любой.
Есть у двери ресторана и у чашки голубой (ручка).
В дневнике он – огорченье, стыд, позор ученика.
А козе на приключенья не даёт сбежать с лужка (кол).
Учитель:
Ребята, а какие слова-омонимы знаете вы?
1-ученик 3 класс:
Кто с него снимает кожу, будет в три ручья реветь.
Без него стрела не сможет до мишени долететь.
Лук – овощ.
Лук – оружие.
2-ученик 3 класс:
Первая в норке иль в щёлке живёт,
Кот её выхода радостно ждёт.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке её Катя и Маша.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит.
Мышь – животное.
Мышка компьютерная.
Мышка (подмышка) – часть тела человека.
3-ученик 3 класс:
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.
Очки – баллы за победу в игре.
Очки для зрения и солнечные.
4-ученик 3 класс:
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте.
Молния – явление природы.
Молния – застёжка для одежды.
5-ученик 3 класс:
Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
Ключ – родник в лесу.
Ключ от дверного замка.
Ключ на нотном стане. Скрипичный или басовый ключ.
Ученик 6 класс:
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Исправь ошибку».
Задание.
На доске записаны предложения и подобрана картинка, которая не соответствует тексту. Ученики должны подобрать ту, которая соответствует тексту.
Из-под земли бил горячий ключ.
На лугу цвела кашка.
Иван-царевич натянул тугой лук.
Бабушке купили новые очки.
Саша набрал полную корзину лисичек.
У Тани длинная красивая коса.
Из норки выбежала маленькая мышка.
На небе появился месяц.
Учитель (подведение итога):
Какие же слова мы называем омонимы?
Ученики 3 класс:
Вывод. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются …………?
Ученики 3 класс:
Синонимы.
Синонимы.
Ученик 6 класс:
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоём
Взглянуть на ги… на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
Учитель:
Как так получилось, что животное одно, а названий у него два?
Ученик 3 класс:
Слова бегемот и гиппопотам называют одно и то же животное, различаются только тем, что слово – бегемот мы чаще употребляем в разговорной речи, а слово – гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях.
Учитель:
В русском языке много синонимов, про них придумали даже загадки. Попробуйте отгадать, о каких словах-синонимах идёт в них речь.
Ученик 6 класс:
1.В языке родном, богатом
Много сходных слов ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи (доктор).
2.Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то … (еда)
3.Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель назвать мне русским словом (гостиница).
4.Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное …. (путь).
5.Гляди, поехала машина,
Из-под колёс – фонтаном пыль.
Машину можно звать машина,
А можно звать …. (автомобиль).
Ученик 6 класс:
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Синонимы-рифмы». Я буду называть слово, а вы должны подобрать синоним в рифму.
Волшебник – ……… (маг).
Знамя – ……… (флаг).
Шум – ……… (грохот).
Смех – ……….. (хохот).
Тайна – ………… (секрет).
Внезапно – ……… (вдруг).
Товарищ – ………. (друг).
Верный – ……….. (надёжный).
Трудный – ………. (сложный).
Здесь – ……….. (тут).
Работа – ……… (труд).
Учитель (подведение итога):
Какие же слова мы называем синонимы?
Ученики 3 класс:
Вывод. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения, называются синонимами.
Антонимы.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Спорим летом и зимой,
Спорим днем и ночью,
Ты – со мной, а я - с тобой;
Разные мы очень
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Ученики 3 класс:
Антонимы.
Учитель:
Мы прибыли на станцию Антонимы. Слово антоним, в переводе с греческого языка, значит: «анти» – против, «онима» – имя, т. е. слова с противоположным именем.
И грустно и радостно.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!
Н. Сладков.
Какую красивую картину осени нарисовал Николай Сладков. А как вы думаете, какие слова помогли автору? (ответы учеников) Найдите в тексте слова-антонимы (текст распечатан для каждого ученика).
Учитель:
Ребята, а какие загадки со словами-антонимами знаете вы?
Ученик 3 класс:
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Ученик 3 класс:
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь … (тишина).
Ученик 3 класс:
Я антоним к слову смех.
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач
Догадались? Это … (плач)
Ученик 6 класс:
В русском языке очень много пословиц, которые построены на противопоставлении. Давайте вспомним некоторые из них (ученик 6-го класса начинает пословицу, а ученики 3-го класса продолжают).
Пословицы.
Знай больше, а говори ……….. (меньше).
Лучше вещь – новая, лучший друг – ………… (старый).
Мир строит, а война …………. (разрушает).
Смелый побеждает, а трус ………….(погибает).
В ученье корень горек, зато плод …………. (сладок).
Ученье – свет, а неученье – ………. (тьма).
Ученик 6 класс:
И нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово – потерял,
И скажешь ты: … (нашёл).
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко)
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: … (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: … (храбрец)
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай … (конец).
Учитель (подведение итога):
Какие же слова мы называем антонимы?
Ученики 3 класс:
Вывод. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, называются антонимами.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
На вопросы отвечали и загадки разгадали.
Все немножечко устали.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Учитель:
Внимание! Поезд отправляется, просьба занять свои места.
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Что за станция такая? Ну-ка быстро угадаем.
Постоянные, устойчивые сочетания слов называются ……………….?
Ученики 3 класс:
Постоянные, устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.
Фразеологизмы.
Сценка. Стихотворение «Ни пуха ни пера».
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
- Не дерись, не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель:
- Что пожелала мама-квочка сыну, провожая его словами «ни пуха ни пера»? (ответы учеников)
- В каком значении она употребила это выражение? (ответы учеников)
Желая сыну «ни пуха ни пера», мама-квочка употребила это выражение в переносном смысле, пожелала удачи петушку.
Учитель:
Станция, на которую мы с вами прибыли, называется Фразеологизмы. Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. Я вам желаю ни пуха ни пера на станции «Фразеологизмы». А сейчас попробуйте узнать, о каких фразеологизмах идёт речь в стихотворениях.
1-й ученик 6 класс:
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
2-й ученик 6 класс:
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Задание.
Ученики 3-го класса должны узнать фразеологизмы и объяснить их значение.
Учитель:
В нашей речи есть много фразеологизмов, где встречаются названия частей тела человека рука, голова, нога. Давайте вспомним некоторые из них.
Задание по группам (рядам). Побеждает та группа, которая назовёт больше фразеологизмов.
1 группа: фразеологизмы со словом рука.
(рука об руку, набить руку, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки)
2 группа: фразеологизмы со словом голова.
(голова кругом идёт, с ног до головы, потерять голову, ломать голову, как снег на голову)
3 группа: фразеологизмы со словом нога.
(на короткой ноге, встал с левой ноги, со всех ног, еле ноги унёс, к нему ни ногой)
Подведение итога, награждение.
Учитель:
В русском языке встречаются фразеологизмы не только с названиями частей тела, но и с названиями животных.
Ученик 3 класс:
Плачет Ёж. Какое горе!
Быть хотел солистом в хоре.
Но Ежу, сказала Муха,
Наступил Медведь на ухо.
Наступил Медведь на ухо – это когда у человека отсутствует музыкальный слух.
Ученик 3 класс:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Оказать медвежью услугу – неумелая и неловкая услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность.
Ученик 3 класс:
Жил да был Воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой, и летом он
Обожал считать ворон.
Cчитать ворон – быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать…
Учитель:
А сейчас мы отправимся в зоопарк, но он необычный, называется «Фразеологический зоопарк».
Ученик 6 класс:
Ребята, попробуйте узнать, о каких животных идёт речь во фразеологизмах.
Очень медленный шаг (черепаший шаг).
Так говоря о человеке, у которого очень хорошее зрение (орлиное зрение).
Так говоря о человеке, у которого длинная, тонкая шея (лебединая шея).
Так говорят, когда очень хочется кушать (голодный как волк).
Кто никого не хочет слушать, скажут (упрямый как осёл).
Очень большая доля чего-то, которая кому-то досталась (львиная доля).
Учитель:
Ученики 6-го класса подготовили для вас задание, они зашифровали фразеологизмы и нарисовали иллюстрацию, попробуйте узнать, какие фразеологизмы зашифровали ученики 6-го класса (рисунки учащихся 6-го класса).
Ученик 6 класс:
Так говорят о тех, кто любит очень много болтать (чесать языки).
Ученик 6 класс:
Так говорят о человеке, который любит подслушивать (развешивать уши).
Ученик 6 класс:
Так говорят о человеке, который на кого-то злится и хочет причинить кому-нибудь какую-нибудь неприятность (точить зубы).
Ученик 6 класс:
Так говорят о человеке, который не очень хорошо чувствует себя в незнакомом месте (как не в своей тарелке).
Ученик 6 класс:
Так говорят о девушке, которая хочет кому-то понравиться (строить глазки).
Учитель:
Молодцы, справились с заданием, а какие вы нарисовали иллюстрации к фразеологизмам. Давайте посмотрим, что у вас получилось (ученики 3-го класса показывают свои иллюстрации и объясняют значение фразеологизма).
Учитель:
Разгадайте ребус и назовите фразеологизм.
(Бить баклуши)
Молодцы, разгадали ребус, никто на уроках не бил баклуши, все меня внимательно слушали, и теперь вы сможете ответить на вопрос. Как называются постоянные устойчивые выражения в русском языке, которые делают нашу речь ярче, выразительнее?
Ученики 3 класс:
Вывод: Постоянные, устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.
Учитель:
Паровозик наш бежит и колёсами стучит.
Что случилось?
Ученики 3 класс:
Остановка.
Учитель:
Вот и закончился наш урок-путешествие. Конечная станция – город Лексика.
Ученик 3 класс:
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
Проекты учеников 3-го класса «Рассказ о слове». Программа «Перволого».
Учитель:
Сегодня мы говорили о ЛЕКСИКЕ, разделе русского языка, который изучает слово и его значение. Вспомнили устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами. И всё это мы с вами узнали благодаря урокам русского языка.
Ученик 6 класс:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Ученик 6 класс:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ученик 6 класс:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
С.Абдулла
Список литературы.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 171 с.
Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 496 с.(Серия «Учимся играя»)
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. Работы по рус. яз.: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1998. – 207 с.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с.. К УМК В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого («Школа России» ФГОС)
Канакина В.П., Горецкий В. Г.. Русский язык. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ