Интегрированный подход к решению задач с физическим содержанием при подготовке к ЕГЭ по математике
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 посёлка Молодёжного
муниципального образования Белореченский район
Малая Зинаида Михайловна, учитель математики
Ларина Гайша Абзаловна, учитель физики
Интегрированный подход
к решению задач с физическим содержанием
при подготовке к ЕГЭ по математике
2013 г.
Наша работа основана на заданиях краевых диагностических работ 2011-2012, 2012-2013 уч. гг., контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике, тренировочных заданиях для подготовки к ЕГЭ (Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по м тематике. Все задания группы В / А.Л.Семенов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012).
Проведение краевых диагностических работ и подготовка к ЕГЭ показали, что задачи с физическим содержанием вызывают у учащихся затруднения в восприятии, осмыслении и решении по следующим причинам:
- с точки зрения математики:
1/ громоздкое содержание (задачи типа № 483, 579 сборника «3000 заданий»);
2/ громоздкие формулы (типа № 484, 504, 569, 619, 623);
3/ нестандартные буквенные обозначения коэффициентов и переменных (типа № 479, 495, 557);
4/ «неудобные» и большие числовые коэффициенты (типа № 446, 512, 603);
5/ не всегда чётко и кратко сформулированные вопросы.
Вместе с тем, абсолютное большинство этих задач сводится к решению квадратных, реже – тригонометрических, логарифмических, дробно-рациональных, показательных уравнений, а задача учителя математики сводится к формированию рациональных навыков вычислительных операций;
- с точки зрения физики:
1/ громоздкое содержание;
2/ громоздкие формулы;
3/ обозначения физических величин и единицы измерения, не соответствующие школьному курсу физики (типа № 558, 574, 536);
4/ физические формулы, которые либо не изучаются, либо рассматриваются бегло на базовом уровне курса физики при 2-х часовой нагрузке (типа № 548, 557, 561, 564, 585, 608, 626).
Поэтому необходим интегрированный подход учителей физики и математики к обучению решения заданий ЕГЭ с физическим содержанием. В соответствии со сказанным, актуальность нашей работы заключается в том, чтобы создать благоприятную психологическую среду при подготовке выпускников 11-х классов к ЕГЭ по математике, связанную с устранением несогласованности контрольно-измерительных материалов с учебными программами по математике и физике, с учётом различного уровня подготовки учащихся.
Цель нашей работы: разработка системы обучения решению заданий с физическим содержанием на занятиях по математике и физике.
Задачи: достижение планируемых результатов:
1/ предметных: приведение в соответствие базовых физических знаний с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по математике, расширение операциональных навыков учащихся по математике;
2/ метапредметных: формирование у учащихся метапредметных компетенций, осуществление межпредметных связей и системного подхода к изучении отдельных вопросов курсов математики и физики;
3/ личностных: обеспечение успешности, психологического комфорта при подготовке к ЕГЭ и на ЕГЭ, повышение качества подготовки к ЕГЭ по математике.
Методы работы:
1/ интегрированный подход к тематическому планированию по математике и физике;
2/ подготовка к выполнению заданий ЕГЭ при изучении отдельных тем курсов математики и физики;
3/ использование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике при изучении курса физики 9-11 классов, обобщение разночтений формул и единиц измерения физических величин.
Гипотеза: совместная работа учителей математики и физики повысит качество подготовки к ЕГЭ по математике, обеспечит формирование метапредметных компетенций у учащихся, понимание универсальности математического аппарата при изучении физических явлений.
Интегрированный подход к решению задач данного типа апробируется в школе второй год, и он показывает положительные результаты. Так, из 16 выпускников 11 класса 2012 г. при выполнении краевых диагностических работ учащиеся не приступали к решению задач данного типа; после проведения 2-3 консультаций учителем физики 6 учащихся (37, 5%) выполняли эти задания. В текущем учебном году из 19 выпускников 11 класса 9 (47,4%) приступают к решению. Конечно, не всегда удаётся избежать вычислительных ошибок, неправильного понимания вопроса задачи и других моментов.
Тематическое планирование занятий по математике и физике базируется на различных подходах. Самые типичные с точки зрения математики задания сводятся к решению квадратных уравнений. Наиболее полно эти навыки отрабатываются на уроках алгебры в 8 классе, а по физике практически все содержащиеся в данных заданиях темы изучаются с 9 класса. Поэтому на уроках математики рекомендуется давать для решения уравнения без акцента на физическое содержание, а как дополнительные задания на решение уравнений с «нестандартными» числовыми коэффициентами, а на уроках физики с 9-го класса рассматривать данные уравнения как пример к изучаемой теме. Тематическое распределение по темам и типам задач приведены в таблицах (слайды).
В курсе физики все задания В12 разбиты по темам и номерам:
№ задач в сборнике
Темы в курсе физики
Физика: класс,
§ учебника физики
№495-503, 539-547, 590-592, 600-602
Равноускоренное движение
9
10
§ 5-8
§ 13,14
№442-446, 489-491, 534 535, 633-635, 647-65
Движение по параболе
10
§ 16
№447, 473-475, 479-480, 484-488, 518-519, 523-525, 528-533
Свободное падение тел
9
10
§ 13,14
§ 15,16
№ 481-483, 523-527
Вес при равноускоренном движении
10
§ 33
№ 504-506, 548-549
Момент инерции
Повторение
№ 579-581, 603-607
Давление твёрдого тела
7
Повт-е,11
§ 33
№507-509, 550-555
Архимедова сила
7
Повт-е,11
§ 49
№ 467-469, 512-514
Тепловое расширение тел
Повторение
№ 655-659
Работа и мощность
10
§ 43,44
№ 663, 666-668
Закон сохранения импульса
9
10
§ 21
§ 39,40
№ 448-452, 492-494, 536-538
Абсолютная температура
10
§ 66
№ 608-610, 614-618, 623-632
Газовые законы
10
§ 69
№ 453-455, 574-578
Коэффициент полезного действия
10
§ 82
№ 456-460,571-573, 567-568, 564-565, 582-584, 619-622
Расчёт электрических цепей
10
§ 105,107
№ 636-6646, 651-654
Электромагнитные явления
11
§ 30,31
№ 569,570, № 669-674
Колебательное движение
11
§ 22
№ 585-589, 593-594, 595-599
Элементы теории относительности
11
§ 78
№ 561-563
Эффект Доплера
11
§ 125
№ 558-560, 660-662
Законы геометрической оптики
11
§ 61-65,68,72
№ 611-613
Закон радиоактивного распада
11
§ 101
№ 461-466, 510, 511, 556-557
Закон Стефана-Больцмана
11
§ 120
При решении данных задач на занятиях по физике необходимо настроить учащихся на то, чтобы:
1/ ни в коем случае не акцентировать внимание на единицах измерения, за исключением задач, где встречаются системные и внесистемные единицы
(например, задачи типа № 467);
2/ не записывать условие задачи так, как это принято в физике, а постараться сразу составить числовое выражение;
3/внимательно прочитать вопрос, чтобы понять не просто что требуется вычислить, а какой смысл вкладывается в вопрос (пример - №447, 456, 475 и др.).
К нашей работе прилагаются:
- проект рабочей программы интегрированного элективного курса (математика, физика) «Решение задач с физическим содержанием в ЕГЭ по математике» (приложение 1);
- сканированные и распределённые по темам и номерам задания В12 для учителей физики(приложение 2);
- страница сайта учителя математики П. Бердова для учителей математики и особенно – для учащихся; на данном сайте приводятся рациональные решения заданий из сборника «3000 задач», регулярно проводятся дистанционные семинары для учителей и учащихся по решению задач сборника.
Литература:
Краевые диагностические работы по математике 2011-2012 гг.
Демоверсии и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по математике.
Семенов А.Л. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по м тематике. Все задания группы В / А.Л.Семенов, И.В.Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ