Шкалы и координаты

Урок №5.

Тема: Шкалы и координаты.

Оборудование: линейка, модель координатного луча.


Повторение:

  1. Учебник: №78, №97 – на доске, №127.

  1. «Крестики-нолики».


    1. Точка D лежит на луче ОС;

    2. Точка М лежит на прямой АВ;

    3. Точка Е лежит на прямой АВ;

    4. Точка М – общая точка прямых АВ и КD;

    5. Прямые АВ и СО пересекаются;

    6. Отрезок DE пересекается с прямой АВ;

    7. Отрезок СО пересекается с прямой АВ;

    8. Луч КD и прямая АВ пересекаются;

    9. Лучи МА и МЕ дополнительные друг к другу.



Новый материал:

Вы уже давно умеете пользоваться таким инструментом, как линейка.

  • Для чего мы используем? (проводить прямые линии, измерять отрезки).

  • Благодаря чему мы можем измерять отрезки с помощью линейки? (с помощью делений на линейке).

Эти деления разбивают линейку на равные части – деления. И все эти деления образуют шкалу.

  • Где ещё можно увидеть шкалу?

  • Шкала термометра. Единицы измерения температуры – градусы Цельсия.

  • Шкала весов. Единицы измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. В учебнике: №112, 114.

А теперь проведем луч ОХ. Начало луча – в точке О. Для этого луча мы :

  1. Зададим начало (это мы уже сделали – точка О)4

  2. Зададим направление, т.е. нарисуем сам луч.

  3. Зададим единичный отрезок, т.е. отложим от точки О отрезок, который будет у нас единицей измерения. Пусть это будет отрезок ОЕ. Итак, отрезок ОЕ – единичный отрезок.

Будем теперь отмерять отрезки, равные единичному на нашем луче таким образом. А так как луч бесконечный в своем направлении, то таких точек будет бесконечно много.

Так как ОЕ – это единичный отрезок, т.е. 1 единица длины, то мы это отметим (поставим единицу). Обозначим ещё несколько точек: М, В, А, С, F, N, K. Обозначим длины отрезков ОМ, ОВ, ОА, ОС, ОF, ОN, ОK.

  • Чему они будут равны? (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

И у нас получился бесконечный луч с делениями – бесконечная шала, которую называют координатным лучом.

Каждое число показывает, на сколько единиц данная точка удалена от начала координатного луча, т.е. от точки О. Каждое такое число называется координатой точки.

Записывается это так: Е(1), М(2), С(5) и т.д.

Давайте договоримся, что снизу координатного луча будем отмечать точки, а сверху координатного луча – их координаты.

  • Назовите мне координаты точки А? F? M? K?

  • Назовите мне точку, координата которой 5? 1? 7? 0?



По этому координатному лучу можно двигаться. Мы будем говорить:

  • Передвинемся на … единиц вверх или вниз, если шкала вертикальная;

  • Передвинемся на … единиц влево или вправо, если шкала горизонтальная.


Задания на урок:

    • Из точки О(0) передвинулись на 3 единицы вправо. В какой точке мы оказались? (в точке В(3))

    • Из точки В(№) передвинулись на 2 единицы влево. В какой точке мы оказались? (в точке Е(1))

    • Из точки Е(1) передвинулись в точку F(5). На сколько единиц передвинулись и куда? (вправо на 4 единицы)

    • Из точки А(4) передвинулись в точку М(2). На сколько единиц передвинулись и куда? (влево на 2 единицы)

    • Из точки В(3) передвинулись на 16 единиц вправо к точку К. Найти координату точки К? (19)

    • Из точки S(103) передвинулись на 55 единиц влево к точку Р. Найти координату точки Р? (48)

  1. Учебник: №108, 106, 109 – устно.

  2. Учебник: №117, 118 – письменно. К номеру 118:

  • Какой единичный отрезок удобнее выбрать? (1мм. Тогда: 1111мм=1,1см; 1515мм=1,5см, 1919мм=1,9 см, 2323мм=2,3см)

Домашнее задание

  1. №139 (стр. 27)

  2. На повторение: №123, 126.

(Пояснение: Что значит «Как изменится число?» - во сколько раз оно увеличится., т.е.на сколько было умножено число? Как узнать, на сколько было умножено число?

Пример: было число 17. Его увеличили в несколько раз и получили число 51. Во сколько раз увеличили число 17?)

Правила игры «Крестики-нолики»: на заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9.

Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствующим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ