Урок математики в 4 классе «Нахождение площади прямоугольного треугольника»

Ширшикова Ольга Анатольевна

МОУ «Лицей № 26» г.о.Саранск Республики Мордовия

Учитель начальных классов




Урок математики в 4 А классе

Урок – путешествие по лицею

Тема: «Нахождение площади прямоугольного треугольника»


 Цель урока: развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем изучения площади треугольника и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с понятиями “катет” и “гипотенуза”;

  • вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

  • научиться применять открытую формулу при решении задач;

  • обобщить знания о единицах площади;


Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, умение находить сходство и различие, классифицировать;

  • развивать умение делать выводы на основе собственных наблюдений;

  • создавать условия для развития навыков общения и совместной деятельности;

  • развивать способность к самоконтролю и самооценке.


Воспитательные:

  • создать условия для того, чтобы дети поверили в свои силы, осознали, что у каждого из них есть все необходимые знания для решения любой задачи;

  • воспитывать познавательный интерес к предмету, побуждать инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности;

  • воспитывать любовь к родному лицею.



Оборудование: учебник Т. Е. Демидовой и др. «Математика, 4 класс», интерактивная доска Panasonic elite Panaboard, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для ОС Школа 2100 «Игры и задачи, 1-4 кл.», цветные карандаши, ножницы, карточки для сильных учеников, карточки со схемой к задаче, карточки с мини-тестом.


Ход урока

На ИД – 1 стр.

1. Организационный момент.   

Сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Давайте повернемся и улыбнемся им всем. Садитесь.

Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос этот такой:

- Что самое ценное на Земле?

Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

- У нас урок математики – урок открытия нового знания.

Открытие нового знания




- Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…». Вы согласны с этим утверждением? Почему?

- У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл. Это мы узнаем в конце урока.

2.Актуализация знаний.

Работа с ИД. (стр.2)

На доске расположены именованные числа, которые надо расположить в порядке возрастания (единицы площади- см², дм², м², а, га, км²).

Проверка: - Если вы правильно выполнили работу, то, перевернув карточки, у нас получится слово (юбилей)

-Как связано полученное слово с нашим лицеем? (ему в этом году исполнилось 40 лет)

- (ИД - стр.3) Да, действительно, наш лицей основан в 1972 году. Мы уже много говорили об этом событии, узнали много интересного о его истории, а на сегодняшнем уроке мы совершим заочное путешествие по лицею. Начнем его в нашем кабинете: сейчас это кабинет математики.


3. Проблема, формулирование темы и цели урока.

- Вернемся к доске. Что вы располагали в порядке возрастания? (единицы площади). О какой величине пойдет разговор на уроке? ( О площади фигур)

- Посмотрите на доску. Под каждой фигурой запишите формулу нахождения ее площади. (стр. 4 – дети работают с ИД).

S = a · a S = a · b S = ?

- В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)

-Определим тему урока (Площадь треугольника).

- А вот какого именно треугольника, узнаем, выполнив задание 1 на стр. 94 в учебнике.

- На какие группы можно разделить эти треугольники по их углам?

- Как можно найти прямой угол? ( ЦОР, 1 слайд).

- Так значит о каком треугольнике пойдет сегодня речь? (о прямоугольном).

- Сформулируем окончательно тему урока. (Площадь прямоугольного треугольника – ИД - стр.5).

-Какова цель нашего урока? (Научиться находить площадь прямоугольного треугольника).

4. Сообщение новых знаний.

- Для нашей работы нам потребуется узнать кое-что новое о прямоугольном треугольнике.

- В каком помещении лицея можно найти сведения о чем-то совсем новом, неизвестном? (в библиотеке). Отправимся в библиотеку. (ИД - стр. 6).

Работа с ЦОР ( 2 слайд)

Стороны, которые образуют прямой угол прямоугольного треугольника, называются катетами.

Сторона, которая лежит напротив прямого угла, называется гипотенузой.

- Начертите себе в тетрадь прямоугольный треугольник. Катеты обозначьте красным цветом, а гипотенузу – зеленым.






- Как же называются стороны прямоугольного треугольника? (работа с 7 стр. на ИД).

5. Открытие новых знаний.

- Мы узнали много нового о прямоугольном треугольнике, но выяснили ли мы, как находить его площадь? (нет)

- Чтобы сделать это, давайте отправимся в конструкторское бюро (ИД - стр. 8). Недавно в нашем лицее было открыто конструкторское бюро, работают там старшеклассники. Ну а мы уже попробуем конструировать уже сейчас.

Практическая работа в парах.

-У вас на партах прямоугольники. Найдите их площадь. Что для этого надо сделать?(измерить его стороны и их перемножить).

(Дети выполняют).

- Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали.

Сколько фигур получилось? (2)

Что это за фигуры? (прямоугольные треугольники).

Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны)

Докажите. Как это сделать? (Наложить треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны).

Какую часть составляет каждый прямоугольник от прямоугольника?(1/2 часть)

Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да)

Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a · b

А площадь одного прямоугольно треугольника? S = (a · b) : 2

Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью этих терминов. (Проговаривание формулы учащимися – «Чтобы найти площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение длин его катетов и разделить полученную величину на 2»)

Давайте проверим правильность наших выводов.

Работа с ЦОР (3 слайд)


5. Первичное закрепление

-Составим алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника.

Нахождение площади прямоугольного треугольника                                   

  1. Измерить катеты.

      2   Перемножить два катета                                                

3. Разделить на 2   

- Применим наши знания – ИД, стр.9.

Учебник – стр.95, №7 а) –фронтально, б) –в парах в) – самостоятельно.

В это время сильные учащиеся отвечают на вопрос карточки:

- А как найти площадь непрямоугольного треугольника?

(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь которых мы вычислить можем).

6. Физминутка.

- А теперь давайте побываем в спортивном зале нашего лицея (ИД, 10 стр.). Посмотрите, какой он стал красивый после ремонта.(ссылка на физминутку на стр.10).

7. Закрепление изученного.

- Давайте перейдем в зал торжественных церемоний (ИД, стр. 11).

-Решим задачу (ИД, стр. 12).

Общая площадь спортивного зала и зала торжественных церемоний составляет 544 м². Площадь спортивного зала на 50 м² больше. Чему равна площадь каждого зала в отдельности?

(Один ученик решает задачу у доски.

Некоторым ученикам в помощь - схема).

- Оцените работу вашего товарища.

8. Мини-проверка.

А теперь выполним мини-проверку. Каждый из вас выполняет тест (у каждого на партах листочки с тестом).

-Кто выполнил, оставляет на краю парты, а на перемене сдает учителю.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Какие цели мы ставили в начале урока?

-Достигли мы их?

- Как же найти площадь прямоугольного треугольника?

-Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале урока. Полностью эта фраза звучит так: «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед».

- Вы согласны с этим? (Да, на уроке мы делали все сами, а не только наблюдали).

-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите своего человечка на лесенке успешности (ИД, стр. 13)









Лесенка успешности.

-Благодарю всех за работу. Многие из вас на уроке были активными, внимательными. Проверив ваши тесты, я выставлю вам оценки, учитывая вашу самооценку за все задания на уроке.

-А вам осталось поработать дома. Домашнее задание – стр. 95, №9.

- Закончить наш урок я хочу гимном нашего лицея (звучит гимн - ИД, стр. 14-18). Все мы: и учителя, и ученики, очень гордимся тем, что являемся

продолжателями традиций лицейского образования.



Использованные источники:

  1. http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615 - физминутка для глаз «Футбол»

  2. Образовательный комплекс «Игры и задачи. 1 – 4 классы» (на DVD-диске) «1С: Образование. Дом»

  3. Песня С.Я.Терханова «В уголке России есть школа № 26…»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ