Риторика 1 класс "Извинение"
Риторика.
Тема: Извинение.
Цель:
– научить детей уместно использовать различные формы выражения извинения;
– научить детей пользоваться разнообразными средствами выражения извинения (в том числе интонационными).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знания
– О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? 1 2 3 4 1
– О чём можно узнать из заголовка?
– С какими вежливыми словами вы уже ознакомились?
– Какие слова вы скажете, чтобы извиниться? (Есть ещё слова – извини, извините, прости, простите.)
– Когда мы говорим эти слова? (Когда мы причинили неприятность человеку, случайно обидели его, поняли, что поступили неправильно, и т.д.)
– Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? 2
– О чём вы хотите узнать на этом уроке?
Учитель записывает вопросный план.
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику. 1 3 1
1) – Откройте учебники на с. 15.
– Прочитаем слова-извинения и ответы на эти слова. Для произнесения этих слов надо выбрать подходящий тон.
– Когда мы говорим извини, а когда – извините?
– Как можно попросить извинения со словом пожалуйста? (Извини, пожалуйста).
– Как можно ответить на извинение? ( Пожалуйста.)
2) – Кто изображён на с. 16?
– Перед кем будет извиняться Вини-Пух?
– За что?
– Прочитайте, как может извиниться Вини-Пух.
– Какое извинение вам кажется самым вежливым? (Например, «Извини, пожалуйста, Кролик».)
3) – Рассмотрим рисунки на с. 17.
– Почему в этих случаях надо извиняться? (Потому что Риторик опоздал. Если Риторик опоздал на урок, он отвлёк учителя от дела, причинил беспокойство, помешал.)
– Какие слова вы выберете для извинения? Почему? Как вы произнесёте их?
Дети объясняют свой выбор, мотивируют его. И совсем не следует настаивать на каком-либо варианте, ведь многое зависит от того, каким тоном произносятся «извинительные» слова.
4) – Прочитаем пословицу на с. 18.
– Как вы её понимаете?
– Можно ли пословицу назвать текстом?
5) – Рассмотрим рисунок на этой странице. Узнали знакомых героев?
– Представим теперь, что Волк пробирается к выходу в переполненном вагоне метро. Что он скажет всем, кто оказался на его пути, если он невежлив? («Брысь с дороги!», «Убери свои лапы!», «Такой рог надо возить в чехле!» и т.д.)
– Что они ему ответят? И ответят ли?
– А если Волк перевоспитался и стал вежливым, что он скажет?
– Что каждый из пассажиров ему ответит?
6) – Теперь рассмотрим правую часть рисунка. Что здесь изображено?
– Как будет вести себя Заяц?
– Что он скажет пассажирам, чтобы пробраться к выходу?
– Как ему ответят?
7) – Разыграйте разговоры Волка и Зайца с пассажирами. Вам помогут вежливые слова в рамочке. Прочитаем их.
2. Работа в парах. 3
Дети разыгрывают диалог Зайца и Волка.
1) – Рассмотрим рисунок на с. 19.
– Вы вспомнили, как Машенька заблудилась и попала в дом к медведям в сказке «Три медведя»? А когда медведи возвратились, Машенька убежала. Представим, что Машенька не убегает, а встречает медведей, как это изображено на рисунке.
– В какой позе стоит Машенька?
– Что она могла бы сказать медведям?
– Прочитаем подходящим тоном.
– Теперь подумайте и выберите те слова Машеньки, которые вам понравились больше всего.
– Объясните, чем именно они понравились вам. (Во втором высказывании вообще нет извинения, а есть просьба, которая выражена невежливо. В первом и третьем высказываниях Машенька говорит, за что извиняется, а в последнем – объясняет, как всё произошло, и выражает желание загладить свою вину.)
– Пусть Машенька извинится перед каждым медведем. Как она обратится к каждому из них и что ответят ей Медведь, Медведица и Мишутка?
2) – А теперь посмотрим на с. 20. Что написано на ней?
– Слушаем стихотворение. В нём описана знакомая ситуация. Помните стихотворение «Поссорились»?
– Выигрывает или проигрывает тот, кто первым извиняется? Можно ли и без слов извиниться? (В стихотворении: «Ну а если улыбнётся, улыбнусь и я в ответ».)
3. Беседа 1
А вот что случилось в одном дворе:
Попал я в дедушку мячом
И закричал: – А я при чём?!
Но, сосчитав до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости.
(А. Барто.)
– Вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
– Как бы извинились вы?
– Что нового вы сейчас для себя открыли?
– Где вам это может пригодиться? 1 4
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2
– Вот какая история произошла в школе.
На перемене
На перемене мальчишки носились как угорелые. А Игорь, конечно,
быстрее всех. И конечно же, он налетел впопыхах на учительницу, чуть не сбив её с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и строго спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь. И все засмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?
– Разыграем эту ситуацию. Для этого нам нужны Игорь и учительница.
– Что скажет вежливый Игорь и что ответит ему учительница?
2. Работа по учебнику 1 3 1
– Прочитаем стихотворение на с. 21.
– Какой разговор состоится между Риториком и инспектором ГАИ?
– Наверное, Риторик начнёт со слов извинения.
Примерный вариант разговора.
– Извините, господин инспектор, что я заехал за шкаф. Я не хотел нарушать правила, я ещё неопытный водитель.
– Всё равно штраф платить придётся.
– У меня ничего нет, только леденец.
– Давайте леденец. Получите квитанцию. Можете ехать. Больше правила не нарушайте.
3. Разыгрывание ситуаций. 3 3 2
– Если мы поступили плохо, понимаем это и по-настоящему хотим, чтобы нас простили, мы говорим не просто «извините», а «извините за то, что я вас побеспокоил».
– Я прочитаю вам стихотворение о поссорившихся подругах, а вы подумайте, как они могут помириться.
1) Учитель читает 1-ю часть стихотворения.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
только мишку подержала,
только с мишкой убежала
и сказала: «Не отдам».
(А. Кузнецова.)
– Как же могут помириться девочки? Автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
2) – Разыграйте сцену примирения. Какие слова вы скажете?
ΙV. Итог урока
– Вы, конечно, все вежливые, воспитанные дети, и, наверное, никому из вас не нужен совет Агнии Барто и Рины Зелёной.
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
– Спасибо! Извините.
Позвольте. Разрешите.
Я вас благодарю.
– И всё-таки какие «извинительные» слова вам напомнило это стихотворение?
– Какие из них вы употребляете чаще?
– Итак, если вы даже случайно причинили неприятность человеку, что надо обязательно сделать? 4
– Какое задание вам понравилось сегодня больше всего?
– Какое было самым лёгким?
– Самым трудным?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ