Риторика 1 класс "О чём можно узнать из заголовка?"
Риторика.
Тема: О чём можно узнать из заголовка?
Цель:– дать понятие о заголовке (заглавии, названии);– показать связь содержания текста и его заголовка.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?– Что можно назвать текстом?– Вы придумывали для истории название. А с чего вы начинаете читать книгу, когда впервые берёте её в руки? (С названия, фамилии автора.)– О чём сообщает название?– Чаще всего именно название сообщает нам, о чём или о ком эта книга, тему текста.
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
Работа по учебнику. 1 3 1 2
– Откройте учебники на с. 9.– Прочитайте названия книг на библиотечных полках.– Какие названия вам знакомы?– Кто-то читал эти книги, кто-то – нет. Но каждый из вас может догадаться (предположить) по названию, о чём или о ком расскажет книга. – Прочитайте название книги Сергея Михалкова.– О ком эта книга? – Кто определит тему книги Николая Носова?
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа по учебнику. 1 3 1
1) – Давайте посмотрим на с. 10. Что это? (Стихотворение.)
– Что надо сделать, чтобы придумать название стихотворению? (Прочитать.) – Прочитаем стихотворение В. Берестова про себя.– О чём оно? – Какие заголовки вы предложите?– Автор назвал своё стихотворение «Серёжа и гвозди», ведь в нём говорится, прежде всего, о Серёже и о том, как он «управляется» с гвоздями. Давайте запишем этот заголовок.
2) Работа в парах. Придумывание заголовка. 3 1– Давайте посмотрим на с. 11. Там тоже стихотворения. Кто автор этих стихотворений?
Учащиеся вслух читают два стихотворения Р. Сефа, самостоятельно придумывают названия, обсуждают и записывают наиболее удачные («Самая любимая книга», «Я играю с солнечным зайчиком» и т.д.).
3) Сравнение заголовков (с. 12).
Учитель объясняет, что по названию произведения можно догадаться не только о том, о чём будет рассказываться в книге (о теме), но даже о том, как это будет рассказано. Дети сравнивают похожие заголовки: «Синички в городе» – «Проделки умных синичек» («В каком случае заголовок обещает читателю весёлый, забавный рассказ?»)
При сравнении заголовков «Митя в стране Лодырантии» и «Лодырь
Митя» ставят вопрос: «В каком случае заголовок обещает читателю шутливое повествование-сказку?»
Аналогично рассматривается третья пара заголовков.
4) Подыскивание для заголовков слов из текста (цитатные заголовки).
Для этой работы используем стихотворение Л. Рахлиса на с. 22.
В результате обсуждения останавливаемся на строчке из стихотворения «Каждый сугроб особый». Именно в этой строчке содержится основная мысль текста. Отсюда и задание: «Какой особый сугроб увидел ты? Нарисуй его».
Стихотворение и рисунок наталкивают на поиски «своего» особого сугроба словами: «сугроб-медведь», «сугроб-кенгуру» и т.д.
5) Сочинение сказки о пластилиновом человечке (с. 14)
Приводим пример рассказанной детьми сказки (Марина Р.)
Жил-был мальчик Петя. Пошёл он как-то раз летом в библиотеку и взял книгу про пластилинового человечка.
И вдруг, когда он открыл её, оттуда выскочил пластилиновый человечек.
Выскочил и говорит: «Расскажу я тебе свою историю. Сначала я встретил добрую, но тяжёлую собаку. Встретился я с ней, потому что она наступила мне на ногу. Хорошо, что хоть заметила. Потом ещё лучше было. Сел я в автобус, катался, катался, а когда выходить надо было, как назло, увидел, что сел около отопления, и опять нога расползлась, да ещё и не отпускает.
Еле-еле её отлепил. К счастью, встретил человека с пустым ящиком от мороженого, и он помог мне тем, что посадил меня туда.
А потом написал про меня книгу и прилепил меня на одну из страниц.
– Где вам может пригодиться то, о чём мы говорили на уроке? 1 4
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙV. Итог урока
– Что нового мы сегодня узнали? 4
– Что такое заглавие?
– Назовите заглавия своих любимых книг. Пусть ребята попробуют догадаться, о чём эта книга.
– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4
– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ