Конспект урока по русскому языку в 1 класса по теме "Алфавит"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И. Кузнецова»

г. Дмитрова Московской области











Конспект урока по русскому языку
в 1 классе

«АЛФАВИТ»







подготовила

учитель начальных классов

Баринова Елена Александровна












г. Дмитров

2013

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Алфавит».

Тип урока: «Открытие новых знаний».

Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей;

Задачи урока:

Личностные:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формировать способности учащихся к саморазвитию.


Предметные:

  • формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;

  • умения использовать алфавит на практике;

  • расширить кругозор учащихся;

  • развивать мышление, речь


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные УУД:

  • развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

  • формировать умение работать со знаково-символическими средствами для создания модели изучаемого понятия;

  • создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;

  • учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Методы обучения:

  • Словесный (беседа, диалог)

  • Практический (опыт)

  • Наглядный (наблюдение)

  • Репродуктивный

  • Исследовательский


Оборудование:

  • Алфавит на печатной основе

  • Выставка книг у доски: С.Маршак, В.Бианки, Ш.Перро, А.Пушкин

  • Орфографические словари (у каждого ученика)

  • Карточки для физминутки (у каждого ученика)

  • Карточки с домашним заданием (у каждого ученика)

  • «Волшебные линеечки» (у каждого ученика)


Формы работы:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Самостоятельная

  • Парная

  • Дифференцированное домашнее задание


ХОД УРОКА:


Этап урока

и его задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время,

35 мин

I этап. Самоопределение к деятельности

1 мин

Задача учителя:

-включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу»
- вызвать положительную эмоциональную направленность;
- повышать уровень учебной мотивации.

Учитель высказывает добрые пожелания детям, настраивает на успешную работу на уроке.

-Тяжела для всех наука

Если в школе сон, да скука.

Если будет увлеченье

Станет радостным ученье.


Предлагает улыбнуться друг другу и пожелать удачи.

Слушают учителя.








Хлопают соседа по ладони для того, чтоб пожелать удачи и улыбаются.


II этап. Актуализация знаний

4 мин

Задача учителя:

-актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.














- Как бы вы ответили на вопрос А.Л. Барто?

- Где вы наводите порядок?



Предлагает обучающимся первого ряда выйти к доске и построиться по порядку разными способами, т.е. навести порядок в строю.

Учащиеся второго ряда предлагают варианты построения детей.








Предлагает построиться по алфавиту.

Подготовленная ученица читает стихотворение.

А.Л. Барто

Я доказываю маме:

- Исчезают вещи сами!

Я вчера сложила в угол

Туфли, книжки друг на друга.

Утром – новая беда:

Не найду тетрадок!

Для чего же мне тогда

Наводить порядок?


Высказывают своё мнение:

- Для чего необходимо наводить порядок?

- Где его наводят?


Выходят к доске и строятся.

Возможные варианты построения:

- как на физкультуре, по росту, в шеренгу;

- кто, где захотел;

- всех может построить лидер по своему усмотрению;

- по принадлежности к «полу», сначала девочки потом мальчики и наоборот;

- девочка – мальчик

- раздать номера и построиться по номерам


Возникает затруднение.



III этап. Постановка учебной задачи

3 мин

Задача учителя:

- создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач


Предлагает детям сформулировать задачи урока.


- Каких знаний нам не хватает, для осуществления данного задания?





Обобщает ответы детей и предлагает задачи на урок:

- Узнать, что такое алфавит и как образовалось это слово «алфавит»?

- Сколько букв в алфавите?

- Для чего нужен алфавит?

- Где и как применяют алфавит?


Обобщает ответы детей:

Алфавит- это последовательность букв русского языка.

Слово «алфавит» образовалось от названий первых греческих букв: альфа (а) и вита (в). По- другому можно сказать «азбука», с древнерусского языка аз (а) и буки (б).


Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответы.


Предполагаемые вопросы:

-Что такое алфавит?

- Как можно построиться по алфавиту?

- Зачем нужен алфавит?

- Где можно встретить такой порядок построения?


Читают вопросы, представленные на доске.


Отвечают.

Высказывают собственные предположения.

Рассуждают.


Плакат «Алфавит»

Читают буквы с плаката, по цепочке.

Обращают внимание на правильность названия букв.









IVэтап. «Открытие нового знания».

6 мин

Задача учителя:

- раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы,

- выстроить логические умозаключения.


Предлагает ответить на вопрос:

- Где можно использовать порядок расположения по алфавиту?


-Запишите слово «картофель»



- Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).

- Попробуйте найти быстро в словаре слово «картофель».











Игра «Кто быстрее?» 

Нашедший первым слово выбегает к доске и записывает его.

Слова: морковь, огурец, помидор, чеснок

- Что можно сказать об этих словах?


- Какую особенность заметили при работе со словарём?

- Кто смог быстро найти нужное слово, как вам это удалось? Какой секрет вы разгадали?


Высказывают свои предположения.





Записывают слово. Сравнивают написание:

«картофель» или «кортофель»



Отвечают на вопросы.




Трудно быстро выполнить задание.

Ребята наблюдают за расположением слов в словаре и делают вывод, что слова расположены в алфавитном порядке.

Ориентироваться надо на первую букву слова.


Ученики соревнуются, кто быстрее найдет это слово в словаре.

Слова записывают в тетрадь.






Предлагают свои варианты:

- существительные

- овощи

-слова расположены в алфавитном порядке


Делают вывод, выстраивают алгоритм:

- слова в словаре расположены в алфавитном порядке

- ориентируемся на первую букву в слове


Vэтап. Физкультминутка

2 мин

Задача учителя:

- организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей.


Говорит спокойным голосом под музыку.

- У каждого ученика на парте лежит карточка с буквой, с одной стороны и цифрой с другой.

- Необходимо построиться у доски в соответствии месту своей цифры в числовом ряду.

Под музыку у доски выстраивается фраза, задуманная учителем (количество букв в ней соответствует количеству детей)


М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

1

2

3

4

5

6

7




VI этап. Постановка проблемного вопроса

5 мин

Задача учителя:

- создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах


- Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему?

Задание: напишите фамилии наших учеников в алфавитном порядке.


Фамилии записаны на доске: Белова, Березина, Еремеев, Семернин, Холин, Родионов, Шулаева.

Возникает проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву.

- Какую фамилию вы записали первой?

- Почему?

Дети высказывают свои предположения. Уже опираются на «алфавит».






Самостоятельная работа в парах.




Дети обмениваются результатами работы в парах.




Делают вывод: при одинаковой первой букве слова надо смотреть на вторую и т. д., определяя теперь уже их место в алфавите.


VII этап. Первичное закрепление

4 мин

Задача учителя:

- создать условия для закрепления первичных знаний и умений

- применения их на практике;

- обогатить субъективный опыт детей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?


- Запишите фамилии авторов в алфавитном порядке.

(С.Маршак, В.Бианки, А.Пушкин, Ш.Перро).


- Кто желает исполнить роль библиотекаря. Ему необходимо расположить книги данных авторов в алфавитном порядке.


- Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- В чем испытали затруднение?

- Кто объяснит порядок выполнения задания?



Делятся своими воспоминаниями и представлениями.


Выполняют работу самостоятельно в тетради.





Выходит «библиотекарь» и расставляет книги в алфавитном порядке.



Дети осуществляют проверку по образцу с доски.


Выясняют: правильность выполнения задания, определяют место затруднения, причину и исправляют ошибки.

Еще раз проговаривают алгоритм выполнения задания.






VIII этап. Обратная связь и коррекция после тренировки и применения знаний

5 мин

Задача учителя:

- проверить знания, полученные на уроке по теме;

- формировать умение
вносить необходимые коррективы в работу её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- создать ситуацию на успех каждого ребёнка.


Предлагает выполнить проверочную работу в форме теста (приложение № 1).


Организует проверку качества выполнения тестового задания.




Предлагает оценить свою работу.


Работает каждый индивидуально с тестом.



Взаимопроверка в парах с использованием эталона, предложенного учителем.




Оценивают свою работу, используя «волшебные линеечки» (приложение № 2).



IX этап. Домашнее задание по выбору.

1 мин

Задача учителя:

- формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации,

- создавать модель для выполнения учебного задания.

Предлагает домашнее задание трёх уровней, которое записано на карточке

(приложение № 3).

Выбирают задание с карточки.




X этап. Рефлексия. Итог урока

4 мин

Задача учителя:

- фиксируется новое содержание, изученное на уроке

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

- соотносятся цель и результаты,

- фиксируется степень их соответствия

- намечаются дальнейшие цели деятельности

Подводит итог урока.

- Чему мы сегодня учились?

- Что такое алфавит?

- Где его используют?



- Достигнута ли цель урока?

- Каких успехов добился на уроке каждый из вас?





- Какие задачи поставим перед собой при выполнении домашнего задания?




Вспоминают тему и задачи урока.

Подводят итоги урока, определяя, что нового узнали и чему научились.


Выясняют, достигнута ли цель урока.

Каждый ученик определяет, как он работал на уроке, каких успехов добился при выполнении заданий.


Оценивают свою работу, используя «волшебные линеечки» на протяжении всего урока.

Определяют затруднения, над которыми предстоит поработать на следующем уроке.





Приложение № 1:


Тест для проверки знаний:


Вопросы

Ответы

1) В каком ряду буквы расположены по алфавиту?


1- С, К, О, Ч, Н, А

2- Е, И, К, Р, Ф, Ц



2) Вставьте пропущенное слово?


Арбуз, билет, воробей, ……………, дорога

1- город

2- заяц



3) Вспомните и запишите по три слова на каждую из следующих букв:

1 - А:

2 - Д:

3 - К:




Приложение № 2


Образец «волшебной линеечки»:


Надо сильно подумать!

Что - то не так!

Всё хорошо!

Всё отлично!




Приложение № 3:


Карточка с домашним заданием:


1) Расположите буквы в алфавитном порядке: К, О, Б, Д, И, С. Ф, Й, У, Ш.


2) Попробуйте несколько книг из семейной библиотеки расположить в алфавитном порядке.


3) Зашифруйте слово, где, расположив буквы в алфавитном порядке, можно его прочитать.

Например: ь е л - ель, т н о е - енот



























Список использованной литературы


  1. Бондаренко Е.А., Корнилаев С.В. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. – М.: БизнесМеридиан, 2011 г.

  2. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Обучение грамоте- М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, Учебное пособие для 1-го класса(1-4). Изд.2-е, перераб. – М.: «Баласс», 2011 г.

  4. Николаева С.В., Смирнова И.Г. Русский язык 1 класс Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2011 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ