Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий"
Юферева Екатерина Сергеевна
МБОУ г. Владимира «СОШ № 44»
Учитель начальных классов
Предметная область Русский язык,
УМК «Перспективная Начальная Школа»,
проблемный урок
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Цель: Формирование образовательных компетенций (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Задачи урока:
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;
развитие познавательного интереса, учебной мотивации.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; овладение операциями мышления (анализ, синтез).
коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Определение связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;
Обучение умению делать правильный вывод о работе мягкого знака;
формирование умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;
совершенствование навыков работы с Обратным словарём.
№ п/п
Этап урока
Цель
Содержание, деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Давайте посмотрим, с каким настроением каждый из вас пришёл сегодня в школу.
Ну а чтобы на уроке всё получилось, что нам для этого нужно?
(Быть внимательными, не отвлекаться.)
И сегодня мы с вами будем работать в группах.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое.
2.
Актуализация
Упражняться в умении различать слова-названия предметов мужского и женского рода.
Анишит Йокоповна дала Маше с Мишей очень сложное задание. Без вашей помощи им не справиться. Поможем ребятам?
Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем настоящими исследователями, которые будут выдвигать и доказывать свои гипотезы.
Учитель организует игру по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Ну а для начала Анишит Йокоповна предлагает такое задание игру «Хлопни-топни». Если я называю слова-названия предметов женского рода, то вы хлопаете. Если я называю слова-названия предметов мужского рода, то вы топаете.
Мороз, девочка, книга, дядя, облако, стол, конь, луна, волк.
Молодцы!
На слух определяют принадлежность слов к мужскому и женскому роду
Познавательные:
Анализ, классификация объектов
3.
Постановка учебной проблемы.
Задание на новый материал.
Проверка задания.
Подведение детей к осознанию учебной проблемы
Учитель распределяет роли учащихся для работы в группах.
Ну а теперь приступим к нашим исследованиям.
У исследователей есть своя лаборатория и научные сотрудники. Поприветствуйте друг друга. У каждого сотрудника есть своя задача. Поднимите руку те, у кого задача быть организатором. Поднимите руку те, у кого задача быть оформителем. Поднимите руку те, у кого задача быть чтецом. Поднимите руку те, у кого задача быть докладчиком. Ну а остальные ребята - это другие сотрудники лаборатории. У каждого из вас есть свои обязанности. Прочитайте их. Чтобы исследование прошло успешно, какие правила нужно соблюдать?
Правила работы в группе
Обсуждать тихо.
Доказывать свою гипотезу.
Внимательно слушать других.
Договариваться.
Работать быстро.
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Прочитайте слова на доске.
Бога[ч ], бро[ш ], вра[ч], малы[ш], до[ч ], цареви[ч], мя[ч], но[ч].
-Что вы можете о них сказать?
-На какие вопросы отвечают эти слова.
(кто? что?)
-Значит, это слова-названия …
(предметов)
-Определите род каждого слова-названия предмета.
Учитель формулирует задание.
А теперь запишите эти слова, заменив звуки на конце слов буквами.
Учитель организует коллективную проверку выполнения задания.
-Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы. Организаторы, пригласите первых научных сотрудников.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: разные написания слов в каждой группе.
Принимают свою роль в группе.
Повторяют правила работы в группе.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание в группе.
Организаторы от каждой группы представляют свой вариант выполнения задания.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Личностные:
Умение слушать и слышать.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
4.
Выход на учебную проблему
Побуждение к осознанию противоречия.
Побуждение к проблеме.
Тема.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает детей к формулировке и принятию темы, цели, учебных задач урока.
Скажите, ребята, задание было одно?
-А выполнили его как?
(по-разному)
-Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
(Мы пока не знаем, как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
Значит, чему будем учиться?
(Будем учиться писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
Правильно, ребята. Прочитайте тему нашего урока. «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий».
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют тему, цель, учебные задачи урока.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
5.
Решение учебной проблемы.
Выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Открытие нового знания. Вывод.
Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы
Проверка понимания способа действия
Учитель организует самостоятельную работу с учебником в группах.
Сейчас каждая группа будет выполнять упражнение 117, стр.152. Каждый чтец прочитает задание для своей группы.
Учитель побуждает к высказыванию собственного мнения.
Ребята, какое предположение вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на –ч или –чь?
Учитель организует самостоятельную работу с учебником в группах.
Чтобы проверить ваши гипотезы, выполним упражнение 118.
Учитель организует выступление групп, обмен мнениями.
Итак, на какие 2 группы вы поделили слова-названия предметов? Организаторы пригласите своих научных сотрудников.
Итак, ребята, как же надо писать слова-названия предметов с основой на шипящий? Расскажут нам докладчики.
(В словах-названиях предметов м.р. с основой на шипящий мягкий знак не пишется. В словах-названиях предметов ж.р. с основой на шипящий пишется мягкий знак.)
Выполняют упражнение в тетради.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Выполняют упражнение в тетради.
Один человек объясняет выполнение упражнения группы у доски.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
6.
Творческое воспроизведение знаний.
Освоение нового способа действия
Учитель побуждает к выполнению самостоятельной работы.
Анишит Йокоповна приготовила для вас последнее задание. У вас на партах лежат 2 конверта с заданиями. В 1 конверте задание более сложное, во 2 конверте задание более лёгкое. Подумайте и выберете задание, которое будете выполнять. Каждый исследователь из группы записывает по одному слову.
Выполняют задание по группам
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать в группе сверстников.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от ситуации
7.
Рефлексия
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.
Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Чему учились?
Учитель выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению.
А сейчас каждый из вас на своём листе самооценки оценит свою работу на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Заполняют листы самооценки.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ