Конспект урока русского языка "Имя существительное. Обобщение"

Конспект урока русского языка

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Цель: Способствовать обобщению и систематизации изученного по теме “Имя существительное Задачи:

  1. Совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.

  2. Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи, умения работать индивидуально и в группе; расширение кругозора учащихся.

  3. Воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, раздаточный материал, слайд-фильм, фильм «Зимние мотивы», медальки за хорошую работу, 4 листа белой бумаги, 4 набора картинок – символ Азиады - снежный барс, оценочные листы.

Ход урока


  1. Организационный момент.

(Учащиеся всего класса делятся на 3 команды и рассаживаются за стола. У каждой команды на столах лежит раздаточный материал. Учащиеся должны воспользоваться им при выполнении заданий. После выполнения каждого задания учащиеся по принципу «Собери пазлы» собирают картинку-символ Азиады. В каждой команде выбирается спикер, который будет отслеживать работу каждого члена команды, записывая результат деятельности на оценочный лист.)


На фоне музыки П.И. Чайковского и фильма «Зимние мотивы» проводится «Круг радости».

- Настал новый день, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло ваших рук и рук соседа. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

- Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. (Небольшая пауза.)

- Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко, с интересом даётся учение.


  1. Введение в тему.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»


Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)

Все учащиеся получают карточку:

Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами:

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т


  1. Сообщение темы и цели урока

- Да, вы совершенно правы. Сегодня мы подведём итог нашей работы по теме «Имя существительное». (Слайд № 3)

Поговорим с вами о

  • Значении существительных

  • Признаках существительных

  • Синтаксической роль в предложении

  1. Работа по теме урока

1) - Для начала проведём «Мозговой штурм». (Слайд № 4-5) Каждой команде выдаётся лист с незаполненной таблицей. Вам надо заполнить её в течение 5 минут.














2) - А знаете ли вы, историю слова «существительное»? Давайте заглянем на следующую страницу. (Слайд № 6)

Ученица зачитывает информацию:

«Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской - имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным [субстанция], означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово [субстантивум] на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как у римлян, словом, означающим «сущность» и «существо».

3) Работа в тетрадях (Слайд № 7)

Записываем число, классная работа.

Минута чистописания – 3 минуты





4) Словарная работа (Слайд № 8)

Каждому выдаётся карточка с заданием. Время, отведённое на работу 5 минут

Для спикеров Для участников



М…роз

Ф…враль

Ин…й

Хол…д

Сн…ж…нка

Вет…р

К…ньки

В…юга

М…тель

Д…кабрь




5) Физминутка для глаз (Слайд № 9)


6) Составь предложение и выполни синтаксический разбор (Слайд № 10)

В, снежинки, воздухе медленно, пушистые, кружились

с.П.п. нар. гл. прил. с.Им.п.

Запись в тетрадь: В воздухе медленно кружились пушистые снежинки. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.)


7) Выполни морфологический разбор (Слайд № 11)

Кружились в воздухе³

(в чём?) в воздухе – им. сущ.

н.ф. – воздух, неодуш., нариц., м.р., 2 скл.;

П.п., ед.ч.;

Кружились (в чём?) в воздухе


8) Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые: (Слайд № 12)

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;

б) лес, окно, табун, стекло;

в) белка, лисица, детвора, Снегурочка.

Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) снег, зима, лыжи, ёлка;

б) стадо, иволга, веретено, медведь;

в) ученик, карандаш, рассвет, год.

- Какие из существительные стоят во множественном числе? (детвора, лыжи)


9) Просклоняйте по падежам эти существительные (Слайд № 13)

Им.п. (кто? что?) детвора, лыжи

Р.п. (кого? чего?) детворы, лыж

Д.п. (кому? чему?) детворе, лыжам

В.п. (кого? что?) детвору, лыжи

Т.п. (кем? чем?) детворой, лыжами

П.п. (о ком? о чём?) о детворе, о лыжах


8) Цифровой диктант.

- Укажите только склонение существительных

Земля, снег, метель, снеговик, облако, шуба, Снегурочка, лес, погода, ветер, лёд, солнышко, ночь, природа, январь, стадион, столица.

Проверка (Слайд № 14)

1, 2, 3, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 2, 2, 1.

- Сложите между собой все числа. Какое число у вас получилось?

Прикрепите последнюю деталь. Что это за зверь у вас получился? (Слайд № 15) Это символ зимних спортивных игр 2011 года. 30 января впервые в нашей стране проводится «Азиада» и посвящена она главному событию года – 20-летию независимости Республики Казахстан. На участие подали заявки 31 страна. Свыше тысячи спортсменов будет участвовать в борьбе за 69 медалей по 11 видам зимнего спорта. Зимние игры будут проходить в северной и южной столицах – Астане и Алматы. В связи с этим событием в нашем городе тоже пройдёт ряд мероприятий по зимним видам спорта.


9) У меня для вас очень интересное задание. (Слайд № 16)

Вам надо на своих бланках распределить и записать существительные в соответствии с их значением:

Спортсмены, олимпиада, коньки, делегаты, дружба, соперничество, победа, мороз, ветер, соревнования, веселье, лыжи.



Конкретные предметы

коньки, лыжи

Живые существа

спортсмены, делегаты

Абстрактные понятия

дружба, соперничество

Явления природы

мороз, ветер

Общественные явления

 олимпиада, победа

Процесс

соревнования, веселье


9) Составьте и запишите предложения, используя следующие словосочетания (Слайд № 17):

зимняя олимпиада

пройдёт в Алматы и Астане

примут участие

представители многих стран

казахстанским спортсменам

желаем победы


  1. Рефлексия урока.
    - У каждого есть листочек. Напишите на нем цифру и прикрепите его на лесенку знаний:
    1 - если вам было интересно;
    2 - если вам было интересно, но трудно;
    3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно;
    4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке.

- Прикрепите свои листочки на доску.

- Я очень рада, что большинство ребят поднялись на верхние ступеньки.

6. Выставление оценок. Спикеры каждой команды оглашают результаты работы и оценивают ребят.

5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.

4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.

3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.

Награждение лучших медальками















Всем большое спасибо!




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ