Тема: Правильные действия – правильная буква 4 Класс

Урок русского языка в 4-ом классе.

Автор учебника «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик.


Провела учитель в/к

Фомина Ю.Е.


Тема: Правильные действия – правильная буква.


Задачи:

  • закрепить правильный способ действия при решении орфографических задач в личных окончаниях глаголов;

  • развивать внимание, память, орфографическую зоркость;

  • воспитывать мотивацию к учению.


Оборудование:

  • Соловейчик. Методические рекомендации.

  • Соловейчик. Тетрадь – задачник.

  • Таблицы по теме урока.

  • С. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

  • 6 листов в линейку(для работы в группе).

  • 14 детских книг (для резервного задания).

  • Компьютер. Презентация.





Ход урока.


Орг. момент.


Проблема.

Мы продолжаем работать над темой «Правильные действия – правильная буква» и сегодня мы с вами должны выбрать минимум действий для решения орфографических задач в личных окончаниях глаголов.



Индивидуальная работа.


1. Решить орфографические задачи.

Тонк…… берёза под снег…м склонил…сь, согнул…сь аркой. А вон ещё одна. Под высокойч.р. арк…йч.р. лось смож…т пройти, под низк…й только заяц проскоч..т. А мышь везде пролез…т.


2. Анализ словач.р.. 3. Анализ словач.р..

1. Под аркой – под чем?, предм., 1. Высокой – какой?, пр.предм.,

им.сущ. им. прил.

2. Нач. ф. – арка. 2. Нач. ф. – высокий.

3. Ж.р., ед.ч. 3. –

4. В ед.ч., в Т.п. 4. В ед.ч., в ж.р., в Т.п.

5. Вт. чл. 5. Вт. чл.

сможет пройти (под чем?) под аркой (какой?) высокой

под аркой


Орфографическая минутка.

Тонкая берёза под снегом склонилась, согнулась аркой. А вон ещё одна. Под высокой аркой лось сможет пройти, под низкой только заяц проскочит. А мышь везде пролезет.


Словарная работа:

Арка

    1. обычно дугообразное перекрытие проёма в стене или пролёта между двумя опорами;

    2. сооружение в виде больших ворот такой формы.

С.Ожегов. Толковый словарь русского языка. с 28.


  • Как мы называем такие тексты?

(Этюд – маленькая словесные картинки, в которых не сообщают о чём-то, а рисуют, изображают).

  • В каком же времени окончания глаголов можно назвать личными?

(в окончаниях глаголов н.вр. и б.вр.)

  • А как же называются окончания глаголов прошедшего времени и почему?

(родовыми, указывают на род, а род определяем по имени сущ.)


Работа в паре. Т-з № 433.

Задание:

  • Прочитать, рассуждения Иностранца Боба, подумать, верны, ли его рассуждения и решить, орфографические задачи.

I в. II в.

1-ое предложение и 1-ая строчка 2-ое предложение и 2 строчка

Взаимопроверка.

  • Верно, или нет, рассуждал мальчик. Свой ответ обоснуйте.


Проверка: индивидуальной работы (1) и орфографической мин.

  • Внимательно посмотрите на текст на доске, текст, записанный, в тетради и, проверьте.

  • Объясните решение орфографических задач в окончаниях имён существительных.

(под снегом – 2 скл., под плечом;

аркой – 1 скл., рукой)

  • Как вы решали орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных?

(тонкая – какая?

высокой – какой?

низкой – какой?

основы оканчиваются на твёрдый согласный)

  • В каких глаголах окончания родовые, а в каких личные? И какие действия вы выполняли для решения этих орфографических задач?

(родовые: склонилась, согнулась – берёза ж.р.)

личные:

проскочит – н.ф. что сделать? проскочить – I, и, значит ит,

пролезет – н.ф. что сделать? пролезть – I, е, значит ет)


Работа в группах. Т-з № 435

Задание:

  • Прочтите все пункты. Как коротко их назвать?

  • Пронумеруйте все действия.

  • Сколько их?

  • Подумайте и решите: вас устроят все эти пункты? Вы, что-то добавите? Или выберете самое важное?

  • Секретарь группы фиксирует на листах, спикер готовится представить решение команды.


Выступление спикеров.

Обсуждение решения групп.

  • Давайте посмотрим верно, мы рассуждаем или нет?

Презентация. Слайд №1.

Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов?

  1. Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени.

  2. Поставь глагол в неопределённую форму.

  3. Определи спряжение.

  4. Выясни лицо и число глагола.

  5. Выбери нужную букву и напиши личное окончание.

I II

ЕдУТ ИспЯТ

ут, ют ат, ят


Коллективная и самостоятельная работа. №437

  • Прочитайте.

ТСО.

Презентация. Слайд №2.

Смотр…м зимний лес, любу…мся. Вот ёлка запахнул… свою белую шубу. А за ней движ…т[ца] рыцарь в снежных доспехах. Сколько загадочных фигур увид…ш… в лесу!

А вы кого-нибудь видели?


Словарная работа:

Рыцарь-

В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин , находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерна.

Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей.

С. Ожегов. Толковый словарь русского языка. с.690

  • Что значит «снежные доспехи»?

  • Как вы ответите на заданный вопрос в этюде?

  • Дайте характеристику двум последним предложениям.

(по цели – пов., по инт. – воскл.;

по цели – вопр., по инт. – нев.)

  • Выписать глаголы с личным окончанием в столбик, указать спр, л., вр.

Ученик на доске выполняет эту работу.

смотрим II, 3л., н.вр.,

любуемся I 3л., н.вр.,

движется I 3л., н.вр.,

увидишь II 2л., б.вр.

  • Проверяем свои записи в тетради и задание, выполненное на доске, на экране.

ТСО.

Презентация. №3.

смотрим I, 3л., н.вр.,

любуемся II 3л., н.вр.,

движется I 3л., н.вр.,

увидишь I 2л., б.вр.


Резервное задание.

  • Из книг, которые лежат на партах выбрать 1-2 предложения, где глаголы употреблены в форме н.вр. и б.вр.

Записать в тетрадь, определить спряжение, лицо, время глаголов.


Итог урока.

  • Какие же действия мы должны выполнять при решении орфографических задач в личных окончаниях глаголов?


Домашнее задание.

438.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ