УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2 КЛАСС)



ОБОЗНАЧЕНИЕ







МЯГКОСТИ И ТВЁРДОСТИ









СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ










УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2 КЛАСС)



AIRBLLN2








Разработала:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2

им. Ю.К. Шхачемукова

а. Хатукай

Баронова Н. А.



2013 год




Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о способах обозначения мягких и твердых согласных звуков.

  2. Прививать любовь к языку.

Оборудование:

Картинки, модель воздушного шара, карточки со словарными словами, карточки с заданиями, учебник.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Мы приготовились к уроку русского языка. Проверьте свое рабочее место. На столе должны лежать учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка и дневник.

  1. Сообщение темы и цели.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Грамматику, и понаблюдаем за тем, как обозначают твердость и мягкость согласных звуков. Нам поможет веселый Грамотей. Давайте выберем, на каком транспорте мы отправимся в путь.

Ученики: На воздушном шаре.

Учитель: Очень хорошо занимаем места, но чтобы подняться на шар нужно вспомнить алфавит.

Ученики: (повторяют хором).

Учитель: Все на своих местах, но где же наш друг? (раздается телефонный звонок).

Учитель (поднимает трубку): Ребята, случилось ужасное! Нашего друга Грамотея похитили злые Ошибки. Посмотрите, что они наделали. (Запись на доске)

МАШЫНЫ ЧЯЩЯ ЧЮДО

ШЫНЫ ЧЯША ЧЮГУН

(Дети исправляют ошибки).


И А А У

МАШЫНЫ ЧЯЩЯ ЧЮДО

И А У

ШЫНЫ ЧЯША ЧЮГУН

(Повторяют правописание гласных букв после шипящих).

Ученик:

За ШИрмой скрылись и ЖИрафы,

И мыШИ, и морЖИ

А ШИмпанзе залезла в шкаф –

Все спрятались от «Ы»

Ученик:

Редко я бываю в ЧАще –

Лес густой не для меня.

Там гуляют волки в ЧАще

И не встретишь букву «Я»

Ученик:

ЩУка клацнула зубами:

«Каждый рак и сом с усами

Знают, что на букву «Ю»

Никогда я не клюю!»

Учитель: Ошибки мы исправили, а теперь будем выручать нашего друга Грамотея.

  1. Минутка чистописания.

Учитель: Нужно отсоединить канат, а для этого откройте тетради и выполните минутку чистописания. (Повторяют правило посадки при письме)

______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________

______________________________________________________________________


  1. Разбор предложения по членам.

Учитель: Составим предложение со словом «канат».

Ребята перетягивали канат.

Учитель: Найдем главные члены предложения.

Ученик: (отвечает).

  1. Словарь.

Учитель: Наш шар поднялся над Землей. Посмотрите, какая она маленькая, красивая (вдруг поднялся ветер). Ребята, мы падаем. Нужно срочно сбросить груз. (На корзине шара крепятся мешки с загадками. Отгадками являются словарные слова.)

      1. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

      1. Тридцать три сестрички

Ростом невелички,

Если знаешь наш секрет

Мы покажем целый свет. (алфавит)

      1. В долг зерно возьмет

Каравай вернет. (поле)

      1. Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. (колосок)

      1. Двенадцать братьев,

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы)

(В это время три человека работают по карточкам).

  1. Упражнения для закрепления.

1. Учитель: Мы летим над океаном. Смотрите пиратский флаг. А вот и сами пираты. Они не хотят нас пропускать дальше, пока мы не выполним их задание. (Задание на доске).

Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов.

ОКУНЬ – ОКУНИ ПЕНЬ – ПНИ

УГОЛЬ – УГЛИ ХОРЬ – ХОРИ

Учитель: Назовите в каждом слове последний согласный звук и объясните, почему они мягкие. Какие гласные обозначают твердость согласных? (а, о, у, ы, э) Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, ё, ю, я, и) А ещё какая буква обозначает мягкость согласных? (ь).

2. Учитель: Летим дальше. А вот заколдованный остров Попугая. Попугай хочет, чтобы мы выполнили его задание и разобрали упражнение 156.

3. Учитель: И вот последнее препятствие. Знаки препинания преградили дорогу и хотят, чтобы мы немедленно расставили их в предложениях.

(Запись на доске).

Корова дает молоко.

Как весело сегодня!

Когда ты придешь?

СЦЕНКА.

Автор.

У последней

Точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания

Прибежал

Чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

Восклицательный знак.

-Ура!

Долой!

Караул!

Разбой!

Автор.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак.

-Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

Автор.

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие

И прочие,

И прочие

И прочие

Заявили запятые:

Запятые.

  • Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой.

-Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Автор.

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой,

Двоеточие.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

Многоточие.

-Нет…

Автор.

Сказало многоточие,

Еле глазками ворочая, -

Многоточие.

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Автор.

Вопросительный знак удивился:

Вопросительный знак.

-То есть как? –

Автор.

Восклицательный знак возмутился:

Восклицательный знак

- То есть как!

Точка.

- Так.

Автор.

Сказала точка,

Точка-одиночка. –

Точка.

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

  1. Итог.

Учитель: Посмотрите ошибки разбежались кто куда. А вот и наш друг Грамотей, а рядом с ним буквы

А О У Ы Э – обозначают твердость согласных звуков.

Е Ё Ю Я И – мягкость согласных звуков.

Ь – мягкость согласных звуков.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

Упражнение 159.


П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1

MONEYBAGMONEYBAG




Сам алый, сахарный Тридцать три сестрички

Кафтан зеленый, Ростом невелички,

бархатный. Если знаешь наш секрет

Мы покажем целый свет.


MONEYBAGMONEYBAG




В долг зерно возьмем Золотист он и усат

Каравай вернет. В ста карманах

сто ребят.


MONEYBAG







Двенадцать братьев,

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят.


















ПРИЛОЖЕНИЕ №2


АРБУЗ


АЛФАВИТ



КОЛОСОК


МЕСЯЦЫ



ПОЛЕ















ПРИЛОЖЕНИЕ №3


КАРТОЧКА № 1


  1. Прочитай. Нужное подчеркни.

Слова вол – вёл, мал – мял различаются (гласными, согласными) звуками.


КАРТОЧКА № 2



1. Прочитай. Правильный ответ подчеркни.

Слова шашки и шажки (маленькие шаги) различаются (согласными, ударными гласными) звуками.


КАРТОЧКА № 3



1. Прочитай слова. Подчеркни буквы, обозначающие согласные звуки.

Комната, яблоко, парта, лапа, рожь, фартук, волк.





КАРТОЧКА № 4

1. Прочитай предложение. Подчеркни, под каким номером записаны главные члены предложения.

Мама связала тёплый свитер.

    1. Мама связала;

    2. связала свитер.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ